Спутниковые системы функционального дополнения
В спутниковых системах функционального дополнения (SBAS) представляется информация о целостности, дополнительные сигналы дальности и дифференциальная информация, что вместе взятое обеспечивает все виды полетов, в том числе и точные заходы на посадку AVP-I и AVP-II.
SBAS состоит из трех отдельных сегментов:
— наземная инфраструктура;
— спутники SBAS;
— бортовые приемники SBAS.
Наземная инфраструктура включает сеть станций слежения и обработки, которые принимают данные от геостационарных спутников, рассчитывают целостность, поправки и дальномерную информацию, формирующие сигнал в пространстве спутниковых систем функционального дополнения. Спутники SBAS ретранслируют этот сигнал от наземной инфраструктуры на бортовые приемники SBAS, которые определяют информацию о координатах и времени от основной орбитальной системы GNSS и геостационарных спутников SBAS. Бортовые приемники SBAS получают дальномерную информацию и поправки и используют эти данные для определения целостности и уточнения измеренного местоположения ВС.
Предполагается использование трех широкозонных (спутниковых) систем функционального дополнения:
— американская WAAS (Wide Area Augmentation System);
— европейская EGNOS (European Geostationary Navigation Overlay System);
— японская MSAS (Multi-Fuirictional Satellite EJased Augmentation System)
Космические сегменты SBAS включают в себя геостационарные спутники, расположенные на орбитах в плоскости экватора на высоте порядка 36000 км. Наименование спутников и их размещение на орбите (по состоянию на конец 2002 г.) дано в табл. 2.3.
Наземные сегменты спутниковых систем функционального дополнения США — WAAS включают (по состоянию на конец 2002 г.):
— 25 широкозонных контрольных станций, предназначенных для контроля и наблюдения за состоянием навигационного поля;
— 2 широкозонные главные станции управления, предназначенные для обработки данных мониторинга;
— 6 наземных станций передачи данных космическому сегменту и распределительную сеть информационного обмена и связи.
Перечень геостационарных спутников Таблица 2.3
|
*) Информация отсутствует.
Перечисленные станции объединены в единую сеть линиями передачи и обработки данных.
Рабочая область — от Мексиканского залива до южной части Канады и Аляска с Алеутскими островами.
После окончания проекта по расширению WAAS планируется увеличить количество контрольных станций до 48, головных — до 6, передачи данных — до 16, а количество геостационарных спутников до 8.
В качестве примера на рис. 1,20 представлена схема точного захода на посадку в аэропорту NORMAN (штат OKLAHOMA, USA) с использованием спутниковых систем функционального дополнения WAAS.
Спутниковая система функционального дополнения EGNOS разрабатывается по инициативе государств Европейского сообщества. Использование EGNOS улучшит сервис космических сегментов GPS/ГЛОНАСС в Европейском воздушном пространстве. EGNOS способен передавать навигационный GPS-подобный сигнал, что эквивалентно увеличению числа спутников в созвездиях GPS/ГЛОНАСС. Кроме того, спутники EGNOS транслируют сигнал дифференциальной коррекции, а также сообщения о целостности системы, что делает возможным их использование для точного захода на посадку.
Архитектура EGNOS включает:
— космический сегмент GPS/ГЛОНАСС и три активных геостационарных спутника. После запуска Европейской спутниковой системы Galileo архитектура EGNOS расширится;
— 33 опорные станции, расположенные во всей зоне обслуживания;
— 4 главных центра управления, расположенные в Великобритании (Шенвик), Германии (Лангене), Испании (Торриконе) и Италии (Кьямпино);
— 7 наземных навигационных станций, находящихся в Великобритании, Германии, Испании, Италии, Португалии и Франции.
Зона обслуживания — Восточная часть Атлантического океана, Европа, Средиземноморье, Северное море.
Планируется расширение зоны обслуживания с включением районов Африки, Среднего Востока, СНГ, Южной Америки.
Система EGNOS была испытана в конце весны 2003 г., а 06 июня 2003 г. была открыта первая станция в Лангене. Полное введение системы в эксплуатацию планируется к 01 января 2006 г. Предполагаемая точность определения координат в плане 3 м, а по высоте -5 м.
MSAS включает:
— 4 опорные станции мониторинга, расположенные в Японии;
— 2 станции мониторинга и измерения дальности, расположенные в Австралии и на Гавайях;
— 2 станции управления, расположенные в Японии;
— сетевую систему связи.
Рабочая область — Восточная и Юго-Восточная Азия, Западная часть Тихого океана, Северная часть Австралии.
С выводом на орбиту MSAT-2 рабочая область расширится.
Применение GnsS совместно с функциональными дополнениями позволяет выполнять операции с учетом соответствующего типа RNP, указанные в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Функциональные дополнения GNNS и типы операций
Операции/этап полета |
Тип RNP |
Общая архитектура функционального дополнения |
||
Дополни тельное средство |
Основное средство |
Самодостаточное средство |
||
Полет по маршруту |
RNP 1 и выше |
ABAS |
ABAS |
ABAS или ABAS+SBAS |
Начальный или промежуточный участок захода на посадку, неточный заход на посадку, вылет |
RNP 0.3 |
ABAS |
ABAS или ABAS+ SBAS |
ABAS или ABAS+SBAS |
Неточный заход на посадку (с наведением в вертикальной плоскости) |
RNP 0.3/125 |
ABAS |
ABAS или ABAS+SBAS |
ABAS или ABAS+SBAS |
Точный заход на посадку по категории I |
RNP 0.02/40 |
ABAS+SBAS |
ABAS+GBAS |
ABAS+GBAS |