ЭТАП ЭКСПЛУАТАЦИИ: ПРОВЕДЕНИЕ ДОРАБОТОК И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проведение доработок обязательно в случаях, если

1) выявленный недостаток конструкции влияет на безопасность полета;

2) не выполнено хотя бы одно из требований, предъявленных в ТЗ на изделие.

Проведение доработок целесообразно, если эффект от их внедрения окупает все расходы, связанные с их разработкой и внедрением. Целесообразность доработок определяется соответствующими критериями, полученными из сопоставления затрат при существующей конструкции и затрат при эксплуатации доработанной конструкции, включая затраты на доработку.

Изменение регламента ТО целесообразно, если уменьшаются эксплуатационные расходы. Выбор критерия для принятия решения о проведении доработок зависит от целей проведения мероприятий по совершенствованию конструкции.

Цели проведения доработок.

1. Уменьшение отказности агрегатов в пределах установленного ресурса (уменьшение интенсивности отказов — рис. 6.1).

2. Увеличение ресурса агрегатов, узлов конструкции (рис. 6.2).

3. Уменьшение степени опасности отказа агрегатов.

4. Улучшение доступности, легкосъемности агрегатов.

Цели совершенствования системы технической эксплуатации.

1. Установление оптимального ресурса для агрегатов, имеющих неблагоприятную зависимость между интенсивностью отказов и наработкой.

2. Перевод ресурсного агрегата на эксплуатацию до отказа с отменой периодических регламентных работ.

3. Перевод ресурсного агрегата на эксплуатацию до отказа с проведением периодических регламентных работ.

ЭТАП ЭКСПЛУАТАЦИИ: ПРОВЕДЕНИЕ ДОРАБОТОК И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Рис. 6.1. Критерий целесообразности проведения доработок, уменьшающих <о

4. Отмена регламентных работ. б. Изменение периодичности регламента.

Исходными данными для получения критериев является сравнение

ДТр/Тр

ЭТАП ЭКСПЛУАТАЦИИ: ПРОВЕДЕНИЕ ДОРАБОТОК И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

затрат при эксплуатации изделия без проведения доработок с затратами после проведения доработок, включая затраты на доработку.

В общем виде алгебраическое выражение для затрат до и после проведения доработок можно записать в следующем виде:

ЭТАП ЭКСПЛУАТАЦИИ: ПРОВЕДЕНИЕ ДОРАБОТОК И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

+ + С,°І(1 — Л) + СЛ — І/2а2 +

*pi ‘02 hi 1г hi

(6л)

12 4)2 ^2

где С, — стоимость проведения регламентных работ с устранением отказа; С,° — стоимость проведения регламентных работ без устранения отказа; С2- стоимость устранения последствий отказов и стоимость устранения отказов, выявленных в полете и на оперативных формах ТО; С2° — стоимость устранения отказов без последствий, выявленных в полете и на оперативных формах ТО; С3 — стоимость замены агрегатов, отработавших ресурс; Сдор — стоимость доработок; /j — частота выявления отказа на периодических формах ТО до проведения доработок или мероприятий по совершенствованию ТО; /01 — периодизация проведения формы ТО до проведения доработок или мероприятий по совершенствованию ТО; /2- частота выявления отказа на периодичес­ких формах ТО после проведения доработок или мероприятий по совершенствованию ТО;/02- периодизация проведения формы ТО после проведения доработок или мероприятий по совершенствованию ТО; — вероятность того, что отказ, выявленный на оперативных формах ТО или в полете, дает последствия; 71, — средняя наработка на отказ до проведения доработки; Т2- средняя наработка на отказ после проведения доработки; Гр1 — установленный ресурс до проведения доработок; ГР2- установленныи ресурс после проведения доработок.