АВТОМАТИЧЕСКОЕ УЛУЧШЕНИЕУСТОЙЧИВОСТИ И УПРАВЛЯЕМОСТИ

Если самолет обладает неудовлетворительными характеристиками ус­тойчивости и управляемости или эти характеристики существенно меняют­ся по режимам полета, возникает задача их улучшения с помощью соответствующих автоматических средств.

В качестве средств автоматического улучшения устойчивости самолета применяют автоматы устойчивости, среди которых различают автоматы продольной устойчивости и автоматы боковой устойчивости. Их общей особенностью является отклонение руля при возникновении перегрузок относительно соответствующей связанной оси самолета.

Разделение средств автоматического демпфирования и улучшения ус­тойчивости самолета на автоматы демпфирования и устойчивости доста­точно условно, так как демпфирование и устойчивость-взаимосвязанные свойства самолета. Кроме того, на современных самолетах автоматы демпфирования и устойчивости комплексируются в единой системе и рабо­тают одновременно и согласованно.

■ Автоматическое улучшение управляемости самолета осуществляется путем отклонения рулей средствами автоматического управления при воздействии пилота на рычаги управления и изменения параметров корот­копериодического движения самолета либо изменением кинематики систе­мы управления рулями по режимам полета. "Благоприятное влияние авто-

матики на характеристики управляемости проявляется в улучшении качест­ва и обеспечении стабильности переходных процессов выхода самолета на новый режим полета после целенаправленного воздействия пилота на рычаги управления. При этом сохраняются требуемые характеристики демпфирования и устойчивости. ‘

В качестве средств автоматического улучшения управляемости самолета применяют автоматы управления, автоматы регулирования управления и загрузки, автоматы триммирования.

Среди автоматов управления различают автоматы продольного управ­ления и бокового управления. Их общей особенностью является дополни­тельное к ручному автоматическое отклонение руля при воздействии пилота на рычаги управления. При наличии на самолете бустерной системы управления автоматическое отклонение руля суммируется с ручным откло­нением руля посредством механической проводки. При наличии на само­лете электродистанционной системы управления автоматическое отклоне­ние руля суммируется с электродистанционным отклонением. Иногда автомат управления сам представляет собой электродистанционную систе­му управления и берет на себя все ее функции. На современных самолетах автоматы управления комплексируются с автоматами демпфирования и устойчивости в единой системе и работают одновременно и согласо­ванно.

Среди автоматов регулирования управления различают автоматы регу­лирования продольного, путевого и поперечного управления. Аналогичным образом классифицируют автоматы регулирования загрузки. Общая осо­бенность этих автоматов — обеспечение постоянства статических характе­ристик управляемости при изменении режимов полета путем воздействия на кинематику механической проводки управления.