Методы применения ПОЖ и технические средства, применяемые для противообледенительной обработки (ПОО

Здесь можно различить 3 ситуации:

8.5.1. Наземное обледенение прогнозируется, но еще не наступило.

В этом случае применяется профилактическая обработка концентрированной жидкостью типа II.

8.5.2. Поверхность ВС уже покрыта каким-либо видом льда, но обледенение уже прекратилось.

В этом случае применяется льдоудалительная обработка жидкостью типа I или II.

8.5.3. Поверхность самолета обледенела, и процесс образования льда продолжается.

Обработка жидкостью типа II для удаления и предотвращения образования льда.

Рабочие технологии бывают разные. Рекомендуют различные концентрации,

температуры подогрева в зависимости от типа жидкости, типа обледенения, температуры воздуха.

При температурах воздуха не ниже -30С применяется двухступенчатая обработка, когда снежно-ледяные отложения удаляются горячей водой, а потом производится облив ПОЖ (рекомендуемой концентрации).

В любом случае от обработки самолета до взлета время должно быть минимальным (т. е. перед запуском двигателей на вылет).

На многих современных аэродромах для ПОО строятся специальные площадки перед исполнительным стартом, где обработка ВС производится уже при запущенных двигателях.

Для качественной и быстрой обработки ПОЖ используется различные технические средства.

Современная противообледенительная машина представляет собой установку, смонтированную на шасси автомобиля и имеющая механическую «руку» для подъема гондолы с оператором, осуществляющим ПОО на высоту до 18 м. (выше стабилизатора ВС) . Пульты управления имеются как в кабине водителя, так и в гондоле оператора.

В кузове автомобиля размещены 2 или 3 бака (для горячей воды, ПОЖ тип I и ПОЖ тип II, IV) система обогрева баков, система нагрева ПОЖ (т. к. ПОЖ тип I используются подогретыми до +800С) насосы для перекачки и подачи ПОЖ на сопла распылителя гондолы. Учитывая, что ПОЖ типа II — IV из-за очень длинной молекулы загустителя при перекачке большинством типов насосов теряет свои свойства, что сокращает время защиты (молекула просто дробится) для них применяют специальные виды насосов — мембранные (типа «Харди») .

Машина имеет компьютерную программу управления концентрацией подачи ПОЖ в смеси с водой в любой пропорции, учитывает расход ПОЖ и выдаёт чек экипажу.

Имеются системы, улучшающие качество распыла и снижающие расход ПОЖ (1 литр ПОЖ стоит 50-80 руб.). Это смешивание ПОЖ на выходе из сопла со сжатым воздухом или пульсирующая подача струи.

Такая сложная конструкция делает эту технику одной из самых дорогих, изучаствующих в обслуживании ВС на земле.

Западные фирмы в вопросах ПОО ушли от России вперёд. Лучшими в мире на сегодня считаются Датские «дайсеры» формы «Vestergard» со стоимостью более :

$ 1000 000 за единицу

В РФ производство аналогичных машин освоили несколько предприятий (В Москве, С. Петербурге и Ростове на Дону). Однако их опыт в данном вопросе пока исчисляется десятками и единицами экземпляров на импортных комплектующих.

Ведущие аэропорты страны используют для ПОО только импортную технику.