Количество жидкости в гидробаке и подбор сечения трубопроводов

Как показал опыт, количество заливаемой жидкости в гидробак системы должно быть примерно равно 0,4—0,6 производительности на­сосов в минуту.

Надо учитывать, что в бустерных системах легких вертолетов, не имеющих дублирования, это количество может быть уменьшено и должно обеспечивать лишь допустимую температуру (не свыше 90°) рабочей жидкости при работе гидросистемы без принудительного ее охлаждения.

Объем жидкости в баке гидросистемы вертолетов, имеющих дубли­рующую гидросистему, надо несколько увеличивать, считаясь с воз­можными перетечками рабочей жидкости из одной системы в другую.

В самом деле, при отказе основной системы и вытекании ее жидко­сти из поврежденной магистрали жидкость дублирующей системы вслед­ствие утечек в общих с основной системой гидроагрегатах также может постепенно вылиться наружу. Зная эти неизбежные утечки, которые надо стремиться делать как можно меньше, необходимо компенсировать их соответствующим объемом жидкости, заливаемой в бак, обеспечивая этим необходимое время полета вертолета при повреждении одной из систем.

На рис. 3.56 показан температурный режим работы гидросистем легкого, среднего и тяжелого вертолетов.

Гидросистема вертолета Ми-2 оборудована насосом переменной производительности, гидросистема вертолета Ми-6 имеет принудитель­ный обдув насоса воздухом.

Рис. 3.56. Температурный режим работы гидросистемы (а) и характеристики, показы­вающие влияние давления рабочей жидкости и ее температуры на время безаварийной

работы насоса (б):

——— основная гидросистема;

——— дублирующая гидросистема

Подбор сечения трубопроводов производится исходя из допустимых скоростей течения в них жидкости с учетом длины магистрали. Участок трубопроводов, соединяющий насос с баком, называется всасывающей линией; участок, соединяющий насос с гидроусилителем, — нагнетатель­ной линией; участок, по которому жидкость отводится из гидроусилителя п от автомата разгрузки насоса в бак,—сливной линией и участок, по которому жидкость отводится в бак из дренажей гидроагрегатов,—дре­нажной линией.

В гидросистемах с рабочими давлениями от 80 до 150 кГ/см2 можно рекомендовать следующие величины скоростей в трубопроводах.

Во всасывающих магистралях открытых гидросистем 1—2 м/сек, в нагнетательных и сливных магистралях гидроусилителей 4—7 м/сек, в сливных магистралях автомата разгрузки насоса 2—3 м/сек и в дре­нажных магистралях 0,5—1 м/сек. •

Средняя по сечению потока скорость течения жидкости и = -0-.

Зная расход Q жидкости через определенный трубопровод, можно,

задаваясь нужной скоростью и, определить площадь f сечения трубопро­вода и его внутренний диаметр d:

f=Q-, d=і-,із,/-£.

и у и

Величину Q в нагнетающих и сливных магистралях гидроусилите­лей целесообразно определять из расчета максимальных скоростей пере­мещения органов управления при энергичных маневрах (см. табл. 3.7).

Выбирая окончательно сечения трубопроводов, надо, чтобы потери напора в них, обусловленные потерями на трение и зависящие от длин и изгибов трубопроводов, их диаметров, скоростей рабочих жидкостей и их вязкостей, не превышали 5—6% рабочего давления.

Практически оценка этих потерь производится при стендовой отработке гидроси­стемы, в нроцессе которой происходит, при необходимости, корректировка выбранных трубопроводов. В табл. 3.9 приведены скорости течения жидкости в трубопроводах гид­росистем одновинтовых вертолетов. Применяя во вновь проектируемой гидросистеме различные готовые агрегаты, в ряде случаев приходится переразмеривать рабочие се­чения трубопроводов. Этим можно объяснить некоторый разброс скоростей, приведен­ных в указанной таблице. Там же скорости течения жидкости в сливных магистралях равны скоростям в нагнетающих магистралях, что объясняется наличием одинаковой по сечению арматуры на всех гидроусилителях и ввиду кратковременности возникно­вения этих максимальных скоростей в эксплуатации, не сказывается на нормальной ра­боте системы.

Таблица 3. 9

Скорость течения жидкости в м/сек в трубопроводах гидросистем

Линия нагнетания

Линия

всасывания

Линия

слива

Верто­

лет

от насоса

• к гидроусилителю

от насоса

от гидроусилителя

при макси­мальном расходе

при нор­мальной эксплуата­ции

при энер­гичных манезрдх

при макси­мальном расходе

при нор­мальной эксплуата­ции

при энер­гичных маневрах

Ми-1

4,1

1,8

5,1

1,5

1,8

5,1

Ми-2

2,7

0,5

2,4

1,5

0,5

2,4

Ми-4

6,35

1,65

5,15

1,6

1,65

5,15

Ми-6

6,7

1.7

5,75

1,35

1,7

5,75

Ми-8

6,35

2,5

9,5

1,6

2,5

9,5