Особенности эксплуатации и методика проверки авиагоризонтов

Подпись: Рис. 190. Вид шкалы дублера авиагоризонта: / — шкала вариометра; 2 — шкала указателя поворота; 3—стрелка указателя поворота; 4 — указатель скольжения Недистанциоиные авиагоризонты и ука­затели дистанционного авиагоризонта уста­навливаются на амортизированных прибор­ных досках пилотов в отведенных для них гнездах.

При монтаже авиагоризонтов на само­лете должны быть выполнены следующие основные требования:

1) при горизонтальном положении само­лета силуэт-самолетик должен быть сов­мещен с искусственным горизонтом, а так­же с неподвижным индексом указателя уг­ла атаки (угол атаки равен нулю). В этом положении самолета шарик указателя скольжения должен располагаться между центральными делениями трубки указате­лей скольжения. Проверка правильности установки производится при включенном питании, регулировка установки по крену произ­водится путем разворота корпуса авиагоризонта относительно приборной доски.

2) монтаж электропроводки должен производиться проводами, применяемыми для монтажа сетей самолета. Падение напряжения в проводах между авиагоризонтом, ВК.-53РБ и источником питания не должно превышать 0,5 в;

3) при монтаже приборов не допускать воздушных пузырьков в наполнителе указателя скольжения. Если воздушные пузырьки обнаружены, их следует переместить в отросток указателя сколь­жения, поворачивая весь прибор в сторону вращения часовой стрелки.

Перед установкой авиагоризонтов на самолет они должны быть проверены на работоспособность и замерены их параметры. Про­верка производится на установках типа УПГ с использованием специальной переносной установки для проверки авиагоризонтов УЭПГ1.

Качество работы авиагоризонтов в наземных условиях доста­точно точно определяется проверкой следующих параметров:

правильностью установки указателя скольжения;

временем первоначального восстановления гироскопа при за­пуске;

временем разгона гироскопа;

погрешностью показаний авиагоризонта;

временем восстановления гироскопа из завалов по крену и тан­гажу на 30° под действием коррекционного устройства;

уходом гироскопа с выключенной коррекцией;

сопротивлением электроизоляции при нормальной температуре и относительной влажности от 30 до 80%.

Проверка этих параметров производится по следующей ме­тодике.

1. Проверка правильности установки указателя скольжения про­изводится на установке УПГ с включенным питанием. Для этого стол установки выверяют по уровню и после включения питания прибор устанавливают так, чтобы неподвижный и подвижный ин­дексы крена были совмещены и совпадали с линией отвеса. Непод­вижный горизонтальный индекс, закрепленный на переднем флан­це прибора, и линия искусственного горизонта должны также сов­падать и быть горизонтальными. При постукивании по прибору, находящемуся в этом положении, шарик указателя скольжения должен находиться между центральными делениями.

2. Время первоначального восстановления гироскопа при запус­ке определяется в следующем порядке: авиагоризонт устанавли­вают в горизонтальном положении на поворотной установке УПГ. Перед включением питания включают секундомер и наблюдают за моментом прихода линии искусственного горизонта к силуэту — самолетику, совмещенному с неподвижным индексом. Аналогично проверяется время восстановления гироскопа при запуске непос­редственно на самолете.

3. Время разгона гиромотора определяется одновременно с про­веркой времени первоначального восстановления гироскопа при запуске. Время разгона определяется с момента включения пита­ния до момента, когда ток в фазах гиромотора достигнет рабочего значения.

4. Погрешность показания авиагоризонтов определяется по ис­течении 5—6 мин после включения питания. Ошибка определяется как несовпадение силуэта-самолетика и неподвижного индекса на переднем фланце прибора с линией искусственного горизонта при совмещенном неподвижном индексе кренов с нулевым делением шкалы кренов.

5. Проверка времени восстановления гироскопа авиагоризонтов из завалов на 30° под действием коррекционного устройства про­изводится на повторной установке УПГ.

Спустя 5—6 мин после включения питания в авиагоризонте создают завал относительно требуемой оси на 30° и проверяют вре­мя прихода линии искусственного горизонта к снлуэту-самолетику.

6. Проверка ухода гироскопа с выключенной коррекцией произ­

водится на качающемся столе установки УПГ с углами качания +7°, 5 и периодом качания 10— 12 сек. ,

7. Сопротивление электроизоляции проверяется при помощи мегометра на 500 в между закороченными клеммами штепсельно­го разъема и корпусом прибора.

Все вышеприведенные параметры должны удовлетворять тре­бованиям, приведенным в технических описаниях или в паспорте на проверяемый авиагоризонт.

Окончательная оценка работы авиагоризонта после монтажа на самолете производится летчиком в полете после выполнения вира­жей и разворотов.

Определение послевиражных ошибок производится следующим образом:

1) после выполнения виража или разворота самолет необходи­мо выравнять по тангажу при помощи вариометра и при помощи самого авиагоризонта по крену;

2) при помощи гирополукомпаса уточнить положение самолета по крену. Если крен имеется, то обнаружится разворот самолета и отклонение шарика указателя скольжения. Необходимо устра­нить крен самолета и определить ошибку авиагоризонта по крену.