Особенности эксплуатации и методика проверки авиагоризонтов
Недистанциоиные авиагоризонты и указатели дистанционного авиагоризонта устанавливаются на амортизированных приборных досках пилотов в отведенных для них гнездах.
При монтаже авиагоризонтов на самолете должны быть выполнены следующие основные требования:
1) при горизонтальном положении самолета силуэт-самолетик должен быть совмещен с искусственным горизонтом, а также с неподвижным индексом указателя угла атаки (угол атаки равен нулю). В этом положении самолета шарик указателя скольжения должен располагаться между центральными делениями трубки указателей скольжения. Проверка правильности установки производится при включенном питании, регулировка установки по крену производится путем разворота корпуса авиагоризонта относительно приборной доски.
2) монтаж электропроводки должен производиться проводами, применяемыми для монтажа сетей самолета. Падение напряжения в проводах между авиагоризонтом, ВК.-53РБ и источником питания не должно превышать 0,5 в;
3) при монтаже приборов не допускать воздушных пузырьков в наполнителе указателя скольжения. Если воздушные пузырьки обнаружены, их следует переместить в отросток указателя скольжения, поворачивая весь прибор в сторону вращения часовой стрелки.
Перед установкой авиагоризонтов на самолет они должны быть проверены на работоспособность и замерены их параметры. Проверка производится на установках типа УПГ с использованием специальной переносной установки для проверки авиагоризонтов УЭПГ1.
Качество работы авиагоризонтов в наземных условиях достаточно точно определяется проверкой следующих параметров:
правильностью установки указателя скольжения;
временем первоначального восстановления гироскопа при запуске;
временем разгона гироскопа;
погрешностью показаний авиагоризонта;
временем восстановления гироскопа из завалов по крену и тангажу на 30° под действием коррекционного устройства;
уходом гироскопа с выключенной коррекцией;
сопротивлением электроизоляции при нормальной температуре и относительной влажности от 30 до 80%.
Проверка этих параметров производится по следующей методике.
1. Проверка правильности установки указателя скольжения производится на установке УПГ с включенным питанием. Для этого стол установки выверяют по уровню и после включения питания прибор устанавливают так, чтобы неподвижный и подвижный индексы крена были совмещены и совпадали с линией отвеса. Неподвижный горизонтальный индекс, закрепленный на переднем фланце прибора, и линия искусственного горизонта должны также совпадать и быть горизонтальными. При постукивании по прибору, находящемуся в этом положении, шарик указателя скольжения должен находиться между центральными делениями.
2. Время первоначального восстановления гироскопа при запуске определяется в следующем порядке: авиагоризонт устанавливают в горизонтальном положении на поворотной установке УПГ. Перед включением питания включают секундомер и наблюдают за моментом прихода линии искусственного горизонта к силуэту — самолетику, совмещенному с неподвижным индексом. Аналогично проверяется время восстановления гироскопа при запуске непосредственно на самолете.
3. Время разгона гиромотора определяется одновременно с проверкой времени первоначального восстановления гироскопа при запуске. Время разгона определяется с момента включения питания до момента, когда ток в фазах гиромотора достигнет рабочего значения.
4. Погрешность показания авиагоризонтов определяется по истечении 5—6 мин после включения питания. Ошибка определяется как несовпадение силуэта-самолетика и неподвижного индекса на переднем фланце прибора с линией искусственного горизонта при совмещенном неподвижном индексе кренов с нулевым делением шкалы кренов.
5. Проверка времени восстановления гироскопа авиагоризонтов из завалов на 30° под действием коррекционного устройства производится на повторной установке УПГ.
Спустя 5—6 мин после включения питания в авиагоризонте создают завал относительно требуемой оси на 30° и проверяют время прихода линии искусственного горизонта к снлуэту-самолетику.
6. Проверка ухода гироскопа с выключенной коррекцией произ
водится на качающемся столе установки УПГ с углами качания +7°, 5 и периодом качания 10— 12 сек. ,
7. Сопротивление электроизоляции проверяется при помощи мегометра на 500 в между закороченными клеммами штепсельного разъема и корпусом прибора.
Все вышеприведенные параметры должны удовлетворять требованиям, приведенным в технических описаниях или в паспорте на проверяемый авиагоризонт.
Окончательная оценка работы авиагоризонта после монтажа на самолете производится летчиком в полете после выполнения виражей и разворотов.
Определение послевиражных ошибок производится следующим образом:
1) после выполнения виража или разворота самолет необходимо выравнять по тангажу при помощи вариометра и при помощи самого авиагоризонта по крену;
2) при помощи гирополукомпаса уточнить положение самолета по крену. Если крен имеется, то обнаружится разворот самолета и отклонение шарика указателя скольжения. Необходимо устранить крен самолета и определить ошибку авиагоризонта по крену.