Порядок подъема и спуска гидросамолета

Подъем гидросамолета из воды может производиться вручную, тягачом, механической лебедкой или при помощи крана. Вруч­ную подъем гидросамолета производится следующим образом: гидросамолет подводится к спуску кормовой частью плава­тельных приспособлений, причем в сильный накат его необхо­димо удерживать при помощи буксировки моторным катером от чрезмерного приближения к спуску.

Под плавательные приспособления при помощи людей, оде­тых в гидрокостюмы, подводятся тележки или ^укрепляются колеса (в зависимости от конструкции), одновременно укре­пляется и хвостовая тележка, за утки лодки или рымы тележки
укрепляются концы для вытаскивания, и люди расстанавли­ваются шеренгами. При этом чрезвычайно важно, чтобы тяну­щее усилие по обоим концам было одинаково, иначе возможно заворачивание гидросамолета в одну из сторон, что будет тор­мозить движение и не исключает разворота на 180°.

Количество потребной рабочей силы для подъема гидросамо­лета с нормальным уклоном спуска 1:10 ориентировочно можно взять из графика (рис. 177).

В том случае, когда гидросамолет поднимается посредством механической лебедки, после установки тележки или колес на утки или за рЫмы укрепляются усы, которые присоединяются

Подпись: Количество людей Рис. 177. График ДІЇ расчета рабочей сиды к тросу лебедки. В месте при­соединения усов к тросу ле­бедки для смягчения рывков целесообразно включить амор­тизационное устройство.

Когда все готово, по команде руководителя „выбирай® стоя­щий у лебедки, включив мо­тор, начинает осторожно вы­бирать слабину троса, а один из команды, став у дышла хвостовой тележки, направ­ляет движение гидросамо­лета. У колес при подъеме по спуску идут 2 чело­века, передвигая все время за колесамив тормозные ко­лодки для предупреждения скатывания гидросамолета при обрыве или случайном стра­вливании троса. Как только гидросамолет выйдет на манев­ренную площадку, трос отъединяется, и гидросамолет при помощи выводной команды отводится сторону от спуска для уборки.

В ангаре гидросамолет стоит обычно на тележке или колесах. Движение по ангару и маневренной площадке осуществляется при помощи специальной команды, численность которой зави­сит от веса гидросамолета и конструкции тележек или колес.

При движении гидросамолета люди располагаются симметрично по обеим его сторонам; хвостовой тележкой управляет один человек. Старший команды, обычно техник, руководит выводкой гидросамолета и подает команды. Скорость движения по мане­вренной площадке не должна превышать одного метра в се­кунду, чтобы избежать резких ударных нагрузок при перека­тывании через неровности.

Подача гидросамолета на воду производится носом вперед, для того чтобы, запустив моторы, он отошел от спуска без раз­ворачивания. У конца маневренной площадки, перед началом спуска, гидросамолет останавливается, и к нему укрепляется трос лебедки, после чего команда, подав гидросамолет на спуск,

освобождает его; дальнейшее движение гидросамолета происхо­дит посредством потравливания троса лебедки под тормозом.

В этот момент надо следить за тем, чтобы у троса лебедки не было большой слабины, наличие которой может под дей­ствием внезапно приложенной нагрузки вызвать обрыв троса. Большая скорость при вхождении гидросамолета в воду недо­пустима, так как при быстро возрастающем водоизмещении носовой части плавательных приспособлений гидростатическая сила вызывает изгиб корпуса.

Как только гидросамолет войдет в воду, тележка освобо­ждается и убирается при помощи лебедки на маневренную пло­щадку, а гидросамолет швартуется у спуска или переводится на бочку.

Если спуск и подъем гидросамолета производятся при по­мощи крана, то предварительно следует проверить его грузо­подъемность, вылет и скорость подъема, если они ранее не были известны.

Гидросамолет подруливает под подъемное устройство крана, на нем за специальные рымы закладывается подъемный строп и одновременно с концов крыльев или лодки передаются на бе­рег оттяжки. Кран поднимает гидросамолет, разворачивает и ставит на подготовленные на маневренной площадке приспо­собления для перекатывания. v

При вращении гидросамолета краном посредством оттяжек его совмещают с плоскостью крана, так как он будет стре — ‘ миться все время встать в плоскости ветра и кружиться.

При подъеме гидросамолета с воды во время волнения необ­ходимо установить максимальную скорость подъема, пока он находится на плову полностью или отчасти; начало подъема следует приурочивать кдтому моменту, когда гидросамолет ока­жется на гребне волны, тогда волна уйдет из-под лодки, и гидросамолет без рывка пойдет вверх.

При спуске краном во время волнения между гаком крана и стропом гидросамолета следует включать аммортизатор доста­точной прочности и эластичности, чтобы предохранить его от ударных нагрузок, когда волна уходит из-под частично погру­женной лодки или поплавков.