НЕПОДВИЖНАЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ФОТОКАМЕРА. С УСТАНОВКОЙ НА ЛИНИИ ВЗЛЕТА

Подпись: IL і ’ НЕПОДВИЖНАЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ФОТОКАМЕРА. С УСТАНОВКОЙ НА ЛИНИИ ВЗЛЕТА Подпись: (15.1)
НЕПОДВИЖНАЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ФОТОКАМЕРА. С УСТАНОВКОЙ НА ЛИНИИ ВЗЛЕТА

В. настоящее время применяются два типа измерительной фотокамеры.* неподвижная фотокамера и вращающаяся. Непо­движная фотокамера устанавливается на продолжении линии старта (фиг. 15.3) сзади или спереди самолета на достаточно безопасном удалении. Из подобия треугольников легко получаем, что

где s — расстояние от самолета до фотокамеры;

у — превышение самолета относительно горизонтальной плоскости, проходящей через объектив камеры (или

относительно другой горизонтальной плоскости, хорошо видной на снимке);

L — характерная длина на самолете (например, размах крыльев или ширина колеи шасси);

/ — ее изображение на снимке; h — изображение превышения у на снимке;

/ — фокусное расстояние камеры.

Подпись: ]_НЕПОДВИЖНАЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ФОТОКАМЕРА. С УСТАНОВКОЙ НА ЛИНИИ ВЗЛЕТАі

Ї

Фиг. 15.3. Схема съемки взлета самолета не-
подвижной ИФК вдоль траектории.

НЕПОДВИЖНАЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ФОТОКАМЕРА. С УСТАНОВКОЙ НА ЛИНИИ ВЗЛЕТА

Таким образом, измерив величины / и h непосредственно на снимке, легко получить обе координаты самолета 5 и у в функ­ции времени. Обычно начало координат располагают в точке старта; тогда координаты будут s0 — 5 и уо — у. Затем вычерчи­

вают траекторию самолета и координаты s0—5 и у0—у в функции времени т—т0 (фиг. 15.4). Дифференцируя кривую sq — s=f( т — т0) по времени, получают проекцию скорости на горизонтальную плоскость, которую с большой точностью можно принять за скорость по траектории (траектория идет очень по­лого). Место и время отрыва легко определяются по моменту начала возрастания ординаты у0—у.

Длину взлетной дистанции определяют как длину взлета, на которой самолет достигает определенной безопасной услов­ной высоты Н, обычно колеблющейся в пределах от 20 до 40 м. На тех же диаграммах легко определяются время, длина и ско­рость в конце взлетной дистанции.

У современных самолетов длина взлетной дистанции очень велика и может иногда доходить до 5—6 км; для того чтобы вся длина попадала в поле действия фотокамеры, последнюю приш­лось бы относить очень далеко (на 7—10 км); это, во-первых, было бы очень неудобно, а во-вторых, сильно снизило бы точ­ность, так как размеры самолета на снимке получались бы край­не малыми. Поэтому обычно фотокамеру располагают на срав­нительно небольшом расстоянии от старта (1—2 км, лишь бы была обеспечена безопасность), но в момент прохождения са­молета над фотокамерой ее поворачивают ровно на 180°, для чего имеется специальное приспособление; при таком методе съемки часть воздушной дистанции выпадает из съемки и эту часть приходится восстанавливать интерполированием.

По этой причине, а также вследствие трудности получения отчетливого изображения размаха крыльев (или ширины колеи) при больших расстояниях от фотокамеры и необходимости при­менять переменный масштаб [см. формулу (15. 1)], этот метод в настоящее время применяется очень редко.