Особенности эксплуатации ДАК-Б

Все агрегаты астрокомпаса устанавливаются в местах, где виброперегрузки не превышают 1,5 g при частоте вибраций от 18 до 80 гц.

Датчик астрокомпаса устанавливается на фюзеляже в месте, открытом для обзора Солнца, при высоте его от —2 до +68°,5 при любых курсовых углах Солнца.

При установке датчика на самолете его ориентируют так, чтобы его курсовая черта (стрелка, нанесенная на корпус) совпадала с направлением продольной оси самолета. При креплении задатчика к фюзеляжу добиваются по уровню, находящемуся на верхнем фланце корпуса датчика, горизонтальности фланца при положении самолета в линии горизонтального полета. Крепится датчик к фю­зеляжу самолета через резиновую прокладку.

Указатель курса, кнопка поиска Солнца с регулятором чувстви­тельности и задатчик координат устанавливаются на вертикальной приборной доске (наклон допускается не более 15°) в месте, удоб­ном для наблюдения; в случае установки не на приборной доске необходимо предусмотреть амортизацию указателей курса и задат­чика координат.

Один указатель курса с кнопкой поиска устанавливается на приборной доске у летчика, другой указатель курса и кнопка по­иска с регулятором чувствительности — на приборной доске штур­мана.

Усилитель, преобразователь и соединительная коробка устанав­ливаются в горизонтальном положении в любом месте самолета, где может быть обеспечена вентиляция для охлаждения и исклю­чена возможность ударов о конструкцию самолета. При установке усилителя необходимо предусмотреть место для выдвижения шас­си из кожуха усилителя.

После установки и монтажа всех агрегатов необходимо прове­рить правильность электрических соединений. Проверка произво­дится при использовании или Солнца, или искусственного источни­ка света, дающего параллельный пучок лучей.

В качестве искусственного источника света может быть исполь­зована электрическая лампа с рефлектором мощностью 150—300 вт, расположенная на расстоянии 1—2 м от фотоголовки.

Проверка правильности ввода часового угла и широты места контролируется сличением показаний введенных координат по шкалам задатчика координат и датчика астрокомпаса. При этом показания часового угла по шкале часовых углов датчика должны быть равны сумме гринвического часового угла и долготы, вве­денных по шкалам задатчика координат. Расхождение показаний не должно превышать: в цепи часового угла ±2°, в цепи широты ±1°.

Перед каждым полетом с астрокомпасом необходимо убедиться в исправности и надежности его работы. Исправность и надеж­ность работы проверяется тщательным осмотром всех агрегатов астрокомпаса и повторным опробованием его под напряжением при использовании или искусственного, или естественного Солнца.

В процессе эксплуатации на ДАК.-Б проводятся регламентные работы. При выполнении регламентных работ проверяется работо­способность и точность как каждого агрегата в отдельности, так и комплекта в целом.

Исправность и работоспособность астрокомпаса в первую оче­редь проверяется внешним осмотром его агрегатов, соединитель­ных кабелей и штепсельных разъемов, а также контрольным опро­бованием его работы по Солнцу или с использованием искусствен­ного светила. При обнаружении неисправностей или внешних де­фектов (коррозия, отсутствие смазки, нарушение амортизации и т. д.) устраняют их и далее проверяют каждый агрегат в от­дельности и комплект в целом на точность работы. Проверка на точность работы производится с помощью переносной установки УПАК-Б, аналогичными элементами поверочной установки. Установка УПАК-Б позволяет определять: погрешность дистанционной передачи курса и широты; вариации указателя широты; работу фотоголовкн; время поиска;

инструментальную погрешность по курсу;

надежность скользящих контактов;

время перекладки по широте н часовому углу;

работоспособность канала часового угла;

величину остаточного сигнала;

порог срабатывания поляризованного реле;

надежность контактов кнопок поиска Солнца.

Выявление вышедшего из строя агрегата или проверка работо­способности комплекта астрокомпаса в целом с помощью установ­ки производится методом поагрегатной проверки с использованием эталонов установки.

Основные технические характеристики астрокомпаса ДАК-Б

Работает в диапазоне северных широт, град………………………………. от 45 до 90

Точность определения истинного курса, град.

при высотах Солнпа от±1 до+5° и от+40 до +00° не ниже±3

» » » +3 » +40°…………………………………………. не ниже±2

» » » +60»+68,5°………………………………………. не ниже+4

Время поиска Солнца не превышает 12 сек при изменении тем­пературы в диапазоне, °С от+50 до—60°С

вышает, сек:

по шкале широты на 45° …. … 40

> » часового угла на 90° . . . . . . 120

Нормально работает:

на высотах, м……………………………………………………………………. до 17 000

в диапазоне температур, °С. . . от—50 до+60

при высотах Солнца, град. ………………………………. от 0 до 68,5

Питание постоянным током, в…………………………………………………… 27±2,7

Потребляемая мощность, вг………………………………………………………. не более 165

Готовность компаса к работе после включения питания, мин 2—5

Общий вес всех агрегатов (без преобразователя), кг…………………… "11,85

Курсовые системы

Рассмотренные приборы для определения курса самолета: маг­нитные, индукционные, гиромагнитные, гироиндукционные, астроно­мические компасы и гирополукомпасы обладают своими достоинст­вами и недостатками.

Магнитные индукционные компасы, отличаясь простотой кон­струкции и автономностью в определении курса, имеют ограничен­ные области применения. В полярных районах, особенно вблизи магнитных полюсов в районах магнитных аномалий Земли, во вре­мя магнитных бурь пользоваться этими компасами очень трудно или вообще невозможно. Кроме того, они обладают существенными погрешностями в определении истинного курса, обусловленными магнитными девиациями, послевиражными погрешностями, склоне­нием магнитного поля Земли, и т. д. Следует иметь в виду, что все эти погрешности переменны во времени, зависят как от курса, так и от места нахождения самолета, что существенно усложняет их учет в полете.

Гнрополукомпасы являются полностью автономными курсовы­ми приборами, работа их не зависит от внешних условий и райо­нов полетов. Однако они не обладают направляющей силой, удер­живающей ось гироскопа в плоскости меридиана места, что не по­зволяет определить истинный курс самолета, а также приводить к уходу его оси в азимуте во времени, т. е. к накоплению по­грешности в выдерживании заданного направления полета. Следо­вательно, гирополукомпас в полете требует периодической коррек­ции, что связано с определенными трудностями.

Астрономические компасы обладают тем существенным досто­инством, что они определяют непосредственно истинный курс или ортодромический курс самолета и их точность не зависит от време­ни и районов полета. Однако они не могут удовлетворительно ра­ботать тогда, когда небесное светило близко к зениту. Существен­ным недостатком астрономических компасов является то, что они требуют для работы непосредственно видимости небесных светил.

Радиокомпасы позволяют определять курс самолета относитель­но направления на работающую наземную радиостанцию, распо­ложенную сравнительно на небольшом расстоянии. К недостаткам радиокомпасов относится то, что они являются неавтономными, подвержены естественным и искусственным помехам. При значи-

тельных удалениях от наземной радиостанции точность определе­ния курсовых углов существенно снижается.

Из проведенного рассмотрения достоинств и недостатков от­дельных курсовых приборов видим, что они проявляются для каж­дого в различных условиях полета, и недостатки одного прибора в какой-то мере компенсируются достоинствами другого. Поэтому, естественно, возникает вопрос, нельзя ли создать такую комплекс­ную курсовую систему, которая бы исключала недостатки отдель­ных курсовых приборов или по крайней мере позволяла бы легко переходить в полете с работы одного прибора на другой. Именно учитывая эти обстоятельства, и были созданы единые курсовые системы, рационально объединяющие рассмотренные выше отдель­ные курсовые приборы.