Особенности эксплуатации ДАК-Б
Все агрегаты астрокомпаса устанавливаются в местах, где виброперегрузки не превышают 1,5 g при частоте вибраций от 18 до 80 гц.
Датчик астрокомпаса устанавливается на фюзеляже в месте, открытом для обзора Солнца, при высоте его от —2 до +68°,5 при любых курсовых углах Солнца.
При установке датчика на самолете его ориентируют так, чтобы его курсовая черта (стрелка, нанесенная на корпус) совпадала с направлением продольной оси самолета. При креплении задатчика к фюзеляжу добиваются по уровню, находящемуся на верхнем фланце корпуса датчика, горизонтальности фланца при положении самолета в линии горизонтального полета. Крепится датчик к фюзеляжу самолета через резиновую прокладку.
Указатель курса, кнопка поиска Солнца с регулятором чувствительности и задатчик координат устанавливаются на вертикальной приборной доске (наклон допускается не более 15°) в месте, удобном для наблюдения; в случае установки не на приборной доске необходимо предусмотреть амортизацию указателей курса и задатчика координат.
Один указатель курса с кнопкой поиска устанавливается на приборной доске у летчика, другой указатель курса и кнопка поиска с регулятором чувствительности — на приборной доске штурмана.
Усилитель, преобразователь и соединительная коробка устанавливаются в горизонтальном положении в любом месте самолета, где может быть обеспечена вентиляция для охлаждения и исключена возможность ударов о конструкцию самолета. При установке усилителя необходимо предусмотреть место для выдвижения шасси из кожуха усилителя.
После установки и монтажа всех агрегатов необходимо проверить правильность электрических соединений. Проверка производится при использовании или Солнца, или искусственного источника света, дающего параллельный пучок лучей.
В качестве искусственного источника света может быть использована электрическая лампа с рефлектором мощностью 150—300 вт, расположенная на расстоянии 1—2 м от фотоголовки.
Проверка правильности ввода часового угла и широты места контролируется сличением показаний введенных координат по шкалам задатчика координат и датчика астрокомпаса. При этом показания часового угла по шкале часовых углов датчика должны быть равны сумме гринвического часового угла и долготы, введенных по шкалам задатчика координат. Расхождение показаний не должно превышать: в цепи часового угла ±2°, в цепи широты ±1°.
Перед каждым полетом с астрокомпасом необходимо убедиться в исправности и надежности его работы. Исправность и надежность работы проверяется тщательным осмотром всех агрегатов астрокомпаса и повторным опробованием его под напряжением при использовании или искусственного, или естественного Солнца.
В процессе эксплуатации на ДАК.-Б проводятся регламентные работы. При выполнении регламентных работ проверяется работоспособность и точность как каждого агрегата в отдельности, так и комплекта в целом.
Исправность и работоспособность астрокомпаса в первую очередь проверяется внешним осмотром его агрегатов, соединительных кабелей и штепсельных разъемов, а также контрольным опробованием его работы по Солнцу или с использованием искусственного светила. При обнаружении неисправностей или внешних дефектов (коррозия, отсутствие смазки, нарушение амортизации и т. д.) устраняют их и далее проверяют каждый агрегат в отдельности и комплект в целом на точность работы. Проверка на точность работы производится с помощью переносной установки УПАК-Б, аналогичными элементами поверочной установки. Установка УПАК-Б позволяет определять: погрешность дистанционной передачи курса и широты; вариации указателя широты; работу фотоголовкн; время поиска;
инструментальную погрешность по курсу;
надежность скользящих контактов;
время перекладки по широте н часовому углу;
работоспособность канала часового угла;
величину остаточного сигнала;
порог срабатывания поляризованного реле;
надежность контактов кнопок поиска Солнца.
Выявление вышедшего из строя агрегата или проверка работоспособности комплекта астрокомпаса в целом с помощью установки производится методом поагрегатной проверки с использованием эталонов установки.
Основные технические характеристики астрокомпаса ДАК-Б
Работает в диапазоне северных широт, град………………………………. от 45 до 90
Точность определения истинного курса, град.
при высотах Солнпа от±1 до+5° и от+40 до +00° не ниже±3
» » » +3 » +40°…………………………………………. не ниже±2
» » » +60»+68,5°………………………………………. не ниже+4
Время поиска Солнца не превышает 12 сек при изменении температуры в диапазоне, °С от+50 до—60°С
вышает, сек:
по шкале широты на 45° …. … 40
> » часового угла на 90° . . . . . . 120
Нормально работает:
на высотах, м……………………………………………………………………. до 17 000
в диапазоне температур, °С. . . от—50 до+60
при высотах Солнца, град. ………………………………. от 0 до 68,5
Питание постоянным током, в…………………………………………………… 27±2,7
Потребляемая мощность, вг………………………………………………………. не более 165
Готовность компаса к работе после включения питания, мин 2—5
Общий вес всех агрегатов (без преобразователя), кг…………………… "11,85
Рассмотренные приборы для определения курса самолета: магнитные, индукционные, гиромагнитные, гироиндукционные, астрономические компасы и гирополукомпасы обладают своими достоинствами и недостатками.
Магнитные индукционные компасы, отличаясь простотой конструкции и автономностью в определении курса, имеют ограниченные области применения. В полярных районах, особенно вблизи магнитных полюсов в районах магнитных аномалий Земли, во время магнитных бурь пользоваться этими компасами очень трудно или вообще невозможно. Кроме того, они обладают существенными погрешностями в определении истинного курса, обусловленными магнитными девиациями, послевиражными погрешностями, склонением магнитного поля Земли, и т. д. Следует иметь в виду, что все эти погрешности переменны во времени, зависят как от курса, так и от места нахождения самолета, что существенно усложняет их учет в полете.
Гнрополукомпасы являются полностью автономными курсовыми приборами, работа их не зависит от внешних условий и районов полетов. Однако они не обладают направляющей силой, удерживающей ось гироскопа в плоскости меридиана места, что не позволяет определить истинный курс самолета, а также приводить к уходу его оси в азимуте во времени, т. е. к накоплению погрешности в выдерживании заданного направления полета. Следовательно, гирополукомпас в полете требует периодической коррекции, что связано с определенными трудностями.
Астрономические компасы обладают тем существенным достоинством, что они определяют непосредственно истинный курс или ортодромический курс самолета и их точность не зависит от времени и районов полета. Однако они не могут удовлетворительно работать тогда, когда небесное светило близко к зениту. Существенным недостатком астрономических компасов является то, что они требуют для работы непосредственно видимости небесных светил.
Радиокомпасы позволяют определять курс самолета относительно направления на работающую наземную радиостанцию, расположенную сравнительно на небольшом расстоянии. К недостаткам радиокомпасов относится то, что они являются неавтономными, подвержены естественным и искусственным помехам. При значи-
тельных удалениях от наземной радиостанции точность определения курсовых углов существенно снижается.
Из проведенного рассмотрения достоинств и недостатков отдельных курсовых приборов видим, что они проявляются для каждого в различных условиях полета, и недостатки одного прибора в какой-то мере компенсируются достоинствами другого. Поэтому, естественно, возникает вопрос, нельзя ли создать такую комплексную курсовую систему, которая бы исключала недостатки отдельных курсовых приборов или по крайней мере позволяла бы легко переходить в полете с работы одного прибора на другой. Именно учитывая эти обстоятельства, и были созданы единые курсовые системы, рационально объединяющие рассмотренные выше отдельные курсовые приборы.