Автопилот АП-28
На ряде типов самолетов устанавливается автопилот АП-28. Он выпускается в двух вариантах: электрический (с электрическими рулевыми машинами — АП-28Л1) и электрогидравлическпй (с гидравлическими рулевыми машинами — АП-28, В1, Д1).
АП-28 является автопилотом с жесткой обратной связью (в некоторых модификациях можно встретить изодромную обратную связь).
Автопилот обеспечивает:
стабилизацию самолета относительно осей X У и Z;
осуществление координированных разворотов;
подъем или спуск самолета от ручек управления;
автоматическое приведение самолета к горизонтальному полету;
выдерживание заданной высоты полета.
На рис. 230 изображена упрощенная блок-схема автопилота АП-28.
Регулирование в режиме стабилизации осуществляется по сигналам угла и угловой скорости в каждом канале. В канале крена, кроме того, вводится из канала курса сигнал перекрестной связи по углу. Сигналы, пропорциональные углам отклонения по крену и тангажу, снимаются с потенциометрических датчиков центральной гировертикали ЦГВ-2 или ЦГВ-8. Эти гировертикали по принципу действия и конструкции основных узлов не имеют принципиальных отличий от применяемой в АП-6Е гировертикали ЦГВ-4.
Сигнал угла в канал курса поступает с ГИК-1 или от курсовой системы.
Выдерживание заданной высоты полета осуществляется по сигналам высотного корректора, которые после усиления электронным усилителем поступают в сумматор канала тангажа автопилота.
Сигналы, пропорциональные угловым скоростям самолета, снимаются с индукционных датчиков скоростных гироскопов. Перед введением сигналов в сумматоры каналов они преобразуются в напряжения постоянного тока фазочувствительными выпрямителями.
Суммирование сигналов производится в суммирующих магнитных усилителях. Там сигналы управления преобразуются в напряжения переменного тока и подаются на электронные усилители. В каждом канале сервопривода имеется вибратор, генерирующий колебания, которые накладываются на полезный сигнал. Это способствует повышению чувствительности привода. Иглу гидравлической рулевой машины приводит в движение пропорциональное реле. В приводе, кроме обратной связи 4, 5, 6, охватывающей сервомотор, имеется местная отрицательная обратная связь, охватывающая только усилители 7 и 16, 8 и 17, 9 и 18. Она предназначена для улучшения динамических характеристик сервопривода автопилота.
Включение питания автопилота производится выключателем «Питание», расположенным на пульте управления (рис. 231). Напряжение подается на гиромоторы и усилители каналов. Имеющиеся в каналах рассогласования приводят в действие следящие системы (механизмы согласования), которые компенсируют входные сигналы. Кроме того, готовность автопилота определяется временем прогрева ламп и разгона гироскопов — Для этого предусмотрена задержка времени, которая осуществляется с помощью биметаллического реле.
О состоянии готовности автопилота и включении свидетельствует загорание лампочки «Готов» и «ЦГВ» на пульте управления. Причем лампочка «ЦГВ» загорится только в том случае, если отсутствует сигнал о выбивании ЦГВ и углы крена и тангажа самолета не превышают 60° (или 30° — в зависимости от типа самолета).
Для включения автопилота достаточно нажать кнопку «Вкл.», расположенную на рукоятке управления пилота, входящую в комплект автопилота. Управление самолетом от рукоятки пилота через автопилот здесь осуществляется по скорости, т. е. положению рукоятки соответствует определенная скорость вращения самолета. Сигналы в сервоприводы от рукоятки пилота поступают через механизмы согласования. Управление от ручки штурмана осуществляется по положению.
При передаче управления самолетом штурману необходимо переключатель на пульте управления поставить в положение «Управление у штурмана».
С пульта управления автопилотом можно заарретировать ЦГВ, для чего надо нажать кнопку «Арретир».
Указатель на пульте управления служит для контроля за положением рам гироузла. При необходимости можно произвести автоматическое выравнивание самолета по крену и тангажу из любого отклоненного положения в пределах допустимых углов. Для этого надо нажать кнопку «Приведение к горизонту», которая устанавливается в наиболее удобном для пилота месте. Для быстрого отключения автопилота на штурвалах самолета устанавливаются кнопки аварийного отключения.