Автопилот АП-IS
На самолетах Ту-114 устанавливается комплект автопилота АП-15, который обеспечивает:
стабилизацию самолета относительно трех осей; стабилизацию высоты полета; выдерживание заданного компасного курса; выполнение координированных разворотов, набора высоты, снижения и спиралей;
показания крена и тангажа на указателе горизонта для визуальных наблюдений.
Автопилот (АП-15) отличается рядом принципиальных и конструктивных особенностей. Многие агрегаты его работают на переменном токе и содержат большое число индукционных элементов. В этом автопилоте применена скоростная обратная связь, а регулирование в режиме стабилизации осуществляется по углу, угловой скорости и ускорению. Выдерживание заданной высоты полета производится по сигналам корректора высоты КВ-11. На рис. 229 приведена упрощенная блок-схема АП-15. Для измерения угловых отклонений самолета по всем трем осям в автопилоте АП-15 при менена гироцентраль. Она представляет собой платформу, которая помещена в карданном подвесе и стабилизирована тремя гироскопами: одни гироскоп стабилизирует платформу в азимуте п два гироскопа — в горизонтальной плоскости. Компенсация действия внешних моментов на гироплатформу осуществляется посредством системы разгрузки, состоящей из двигателей разгрузки и индукционных датчиков. Поддержание платформы в горизонтальном положении производится системой маятниковой коррекции, состоящей из коррекционных двигателей и жидкостного маятникового переключателя. В азимуте платформа корректируется от постороннего источника, например от магнитного или астрономического компаса.
Сигналы угловых отклонений по курсу и тангажу снимаются с измерительных осей платформы с помощью сельсин-приемников и передаются на сельсин-датчики, а с них уже на сумматоры каналов. В канале крена датчиком углового отклонения самолета явля- ется^вращающинся трансформатор.
Угловая скорость самолета измеряется скоростным гироскопом, снабженным индукционным датчиком.
1 Ізмереиие ускорения осуществляется устройством, реагирующим на угловую скорость скоростного гироскопа. Это устройство представляет собой генератор постоянного тока, вал которого вращается от измерительной оси скоростного гироскопа. Следовательно, напряжение на выходе этого генератора пропорционально угловому ускорению самолета. Эти сигналы с помощью магнитного усилителя усиливаются и преобразуются в напряжения переменного тока.
Суммирование управляющих сигналов производится на сопротивлениях, включенных последовательно, на каждое сопротивление 266
подается по одному сигналу, а с крайних точек всей цепочки снимается суммарный сигнал управления. Изменением величин сопротивлений можно регулировать передаточные отношения сигналов. Поскольку суммируются сигналы переменного тока, то предварительно они приводятся к одинаковой фазе специальными фазорегуляторами.
Сигнал управления после усиления электронным усилителем приводит в действие сервомотор, представляющий собой электродвигатель постоянного тока напряжением 27 в. На выходном валу сервомотора укреплен барабан, с которого передается движение на рули посредством тросов.
Датчиком скоростной обратной связи является двухфазный индукционный тахогенератор, соединенный с валом электродвигателя зубчатой передачей.
Для того чтобы во время работы автопилота отклонения рулей не превышали допустимую величину, в каждой рулевой машине имеются концевые выключатели. Показания углов крена и танга жа передаются с гировертикали на указатель авиагоризонта с помощью сельсинных дистанционных передач.
Координированные развороты самолета через автопилот производятся от рукоятки «Разворот», расположенной на пульте управления и снабженной потенциометрическим датчиком. Сигналы управления перед введением в сервоприводы каналов предварительно
проходят координатные преобразования в так называемом виражном механизме.
Управление продольным движением самолета осуществляется рукояткой «Высота», находящейся на пульте управления. Сигнал с ее потенциометра поступает в канал тангажа через преобразователь координат виражного механизма.
Ручками «Крен» и «Высота» производится центрирование каналов автопилота.
Включение автопилота осуществляется выключателем «Общий», а после прогрева ламп и разгона гироскопов включаются каналы «Крен», «Курс» и «Высота». Рулевые машины включаются нажатием кнопки «Вкл.». Включение корректора высоты производится отдельным выключателем.
Для быстрого (аварийного) отключения автопилота имеется специальная кнопка, которая обычно устанавливается на штурвале самолета. ,