Автопилот АП-IS

На самолетах Ту-114 устанавливается комплект автопилота АП-15, который обеспечивает:

стабилизацию самолета относительно трех осей; стабилизацию высоты полета; выдерживание заданного компасного курса; выполнение координированных разворотов, набора высоты, сни­жения и спиралей;

показания крена и тангажа на указателе горизонта для визу­альных наблюдений.

Автопилот (АП-15) отличается рядом принципиальных и кон­структивных особенностей. Многие агрегаты его работают на пере­менном токе и содержат большое число индукционных элементов. В этом автопилоте применена скоростная обратная связь, а регу­лирование в режиме стабилизации осуществляется по углу, угловой скорости и ускорению. Выдерживание заданной высоты полета про­изводится по сигналам корректора высоты КВ-11. На рис. 229 при­ведена упрощенная блок-схема АП-15. Для измерения угловых отклонений самолета по всем трем осям в автопилоте АП-15 при менена гироцентраль. Она представляет собой платформу, которая помещена в карданном подвесе и стабилизирована тремя гироско­пами: одни гироскоп стабилизирует платформу в азимуте п два гироскопа — в горизонтальной плоскости. Компенсация действия внешних моментов на гироплатформу осуществляется посредством системы разгрузки, состоящей из двигателей разгрузки и индукци­онных датчиков. Поддержание платформы в горизонтальном поло­жении производится системой маятниковой коррекции, состоящей из коррекционных двигателей и жидкостного маятникового пере­ключателя. В азимуте платформа корректируется от постороннего источника, например от магнитного или астрономического ком­паса.

Сигналы угловых отклонений по курсу и тангажу снимаются с измерительных осей платформы с помощью сельсин-приемников и передаются на сельсин-датчики, а с них уже на сумматоры кана­лов. В канале крена датчиком углового отклонения самолета явля- ется^вращающинся трансформатор.

Угловая скорость самолета измеряется скоростным гироскопом, снабженным индукционным датчиком.

1 Ізмереиие ускорения осуществляется устройством, реагирую­щим на угловую скорость скоростного гироскопа. Это устройство представляет собой генератор постоянного тока, вал которого вра­щается от измерительной оси скоростного гироскопа. Следователь­но, напряжение на выходе этого генератора пропорционально угло­вому ускорению самолета. Эти сигналы с помощью магнитного уси­лителя усиливаются и преобразуются в напряжения переменного тока.

Суммирование управляющих сигналов производится на сопро­тивлениях, включенных последовательно, на каждое сопротивление 266

подается по одному сигналу, а с крайних точек всей цепочки сни­мается суммарный сигнал управления. Изменением величин сопротивлений можно регулировать передаточные отношения сиг­налов. Поскольку суммируются сигналы переменного тока, то предварительно они приводятся к одинаковой фазе специальными фазорегуляторами.

Сигнал управления после усиления электронным усилителем приводит в действие сервомотор, представляющий собой электро­двигатель постоянного тока напряжением 27 в. На выходном валу сервомотора укреплен барабан, с которого передается движение на рули посредством тросов.

Датчиком скоростной обратной связи является двухфазный ин­дукционный тахогенератор, соединенный с валом электродвигателя зубчатой передачей.

Для того чтобы во время работы автопилота отклонения рулей не превышали допустимую величину, в каждой рулевой машине имеются концевые выключатели. Показания углов крена и танга жа передаются с гировертикали на указатель авиагоризонта с по­мощью сельсинных дистанционных передач.

Координированные развороты самолета через автопилот произ­водятся от рукоятки «Разворот», расположенной на пульте управ­ления и снабженной потенциометрическим датчиком. Сигналы уп­равления перед введением в сервоприводы каналов предварительно

проходят координатные преобразования в так называемом вираж­ном механизме.

Управление продольным движением самолета осуществляется рукояткой «Высота», находящейся на пульте управления. Сигнал с ее потенциометра поступает в канал тангажа через преобразова­тель координат виражного механизма.

Ручками «Крен» и «Высота» производится центрирование кана­лов автопилота.

Включение автопилота осуществляется выключателем «Об­щий», а после прогрева ламп и разгона гироскопов включаются каналы «Крен», «Курс» и «Высота». Рулевые машины включаются нажатием кнопки «Вкл.». Включение корректора высоты произво­дится отдельным выключателем.

Для быстрого (аварийного) отключения автопилота имеется специальная кнопка, которая обычно устанавливается на штурва­ле самолета. ,