Бортовые технические средства обеспечения безопасности полета пассажирских самолетов, оборудованных БСУ-ЗП

Схема безопасности (схема контроля и сигнализации), входя­щая в систему БСУ-ЗП, предназначена для предотвращения вы­хода самолета на опасные режимы полета при автоматическом и полуавтоматическом управлении в случае возможных отказов аппаратуры системы БСУ-ЗП.

Безопасность полета осуществляется путем своевременного отключения неисправного канала автопилота с выдачей летчику соответствующей сигнализации. Схема безопасности обеспечива­ет безопасность полета на всех режимах полета, включая заход на посадку до высоты Н=50 м.

Данная схема включает в себя следующие средства обеспе­чения безопасности при автоматическом и полуавтоматическом управлении самолетом.

1. Отключение автопилота летчиком:

кнопками быстрого отключения, расположенными на штурвалах управления обоих летчиков;

тумблерами с пульта управления; пересиливанием рулевых машин;

кнопкой аварийного отключения (механическое расцепление рулевых машин от системы управления с помощью пиропа­тронов).

2. Ограничение отклонения рулей: фиксированными концевыми выключателями;

«плавающим» концевым ограничителем (выключателем) в ка­нале руля высоты автопилота;

ограничением тяговых усилий рулевых машин с помощью фри­кционных муфт во всех трех каналах;

3. Автоматический контроль работы автомата триммирования.

4. Автоматический контроль работы автопилота во всех его ре­жимах с отключением неисправного канала.

5. Автоматический контроль вычислителей системы «Путь — 4МПА» блоком сравнения вычислителей (БК-6).

6. Автоматический контроль питания автопилота по постоян­ному и переменному току.

7. Автоматический контроль работы двух гировертикалей, вхо­дящих в комплект БСУ-ЗП.

8. Автоматический перевод системы на другие режимы работы при отказах РТС.

9. Проверка летчиком работоспособности самой схемы конт­роля от кнопки «тест-контроль».

Схема безопасности включается вместе с включением питания системы БСУ-ЗП и работает независимо от того, в каком режиме работает бортовая система управления: автоматическом или полу­автоматическом.

На рис. 245 представлена блок-схема БСУ-ЗП с элементами, составляющими схему безопасности. На ней отдельными блоками обозначены:

схема контроля ЦГВ-4 (СК ЦГВ); схема контроля выключателей «Путь-4МПА» (СК В4); схема контроля автомата триммирования АТ-2 (СК АТ); схема контроля автопилота (СКАП).

Радиотехнические средства слепой посадки (КРП и ГРП), вхо­дящие в комплект бортовой аппаратуры системы «Курс-МП-1», имеют собственную систему контроля.

Бортовые технические средства обеспечения безопасности полета пассажирских самолетов, оборудованных БСУ-ЗП

Рис. 245. Блок-схема БСУ-ЗП с элементами схемы безопасности

Как видно из рис. 245, курсовой и глиссадный радиоприемники дублированы. Каждый приемник имеет схему встроенного контро­ля (СК КРП, СК ГРП), которая срабатывает в случае его отказа.

Отказ первого приемника приводит к автоматическому пере­ключению потребителей на второй приемник (резервный) с вы­дачей экипажу сигнализации. Это соответствует переключению П1 или П2 (рис. 245) в нижнее положение. При отказе резервного приемника схема контроля КРП или ГРП, кроме сигнализации, выдает информацию в схему контроля автопилота для переключе­ния последнего на другие режимы работы.

Схема контроля двух ЦГВ-4 построена на принципе сравнения их сигналов по крену и тангажу. В случае расхождения сигналов двух ЦГВ на величину, превышающую пороговое значение, схема контроля срабатывает и выдает сигнал отказа в схему контроля автопилота для отключения соответствующего канала. Одновре­менно выдается сигнализация летчику об отказе ЦГВ. Схема конт­роля вычислителей «Путь-4МПА» также построена на принципе сравнения выходных сигналов вычислителей левого и правого полукомплектов.

При отказе одного из вычислителей разность сигналов Дб* или Дбн будет больше порогового значения, что приведет к срабатыва­нию СК В4 и выдаче сигнала в схему контроля автопилота для переключения его на другие режимы работы.

Одновременно выдается сигнализация летчику об отказе вы­числителей «Путь-4МПА». Схема контроля автомата триммирова — ния (СК АТ) служит для отключения АТ-2 в случае отказов, ко­торые могут привести к перекладке триммера руля высоты в про­тивоположную сторону от требуемого. Одновременно загорается сигнальная лампочка на приборной доске летчика.

Схема контроля автопилота (СК АП) предназначена для от­ключения одного из каналов или всего автопилота в случае его отказа. При этом подается сигнал на коммутационное устройство, входящее в СК АП, для отключения автопилота и выдачи соот­ветствующей сигнализации.