Бортовые технические средства обеспечения безопасности полета пассажирских самолетов, оборудованных БСУ-ЗП
Схема безопасности (схема контроля и сигнализации), входящая в систему БСУ-ЗП, предназначена для предотвращения выхода самолета на опасные режимы полета при автоматическом и полуавтоматическом управлении в случае возможных отказов аппаратуры системы БСУ-ЗП.
Безопасность полета осуществляется путем своевременного отключения неисправного канала автопилота с выдачей летчику соответствующей сигнализации. Схема безопасности обеспечивает безопасность полета на всех режимах полета, включая заход на посадку до высоты Н=50 м.
Данная схема включает в себя следующие средства обеспечения безопасности при автоматическом и полуавтоматическом управлении самолетом.
1. Отключение автопилота летчиком:
кнопками быстрого отключения, расположенными на штурвалах управления обоих летчиков;
тумблерами с пульта управления; пересиливанием рулевых машин;
кнопкой аварийного отключения (механическое расцепление рулевых машин от системы управления с помощью пиропатронов).
2. Ограничение отклонения рулей: фиксированными концевыми выключателями;
«плавающим» концевым ограничителем (выключателем) в канале руля высоты автопилота;
ограничением тяговых усилий рулевых машин с помощью фрикционных муфт во всех трех каналах;
3. Автоматический контроль работы автомата триммирования.
4. Автоматический контроль работы автопилота во всех его режимах с отключением неисправного канала.
5. Автоматический контроль вычислителей системы «Путь — 4МПА» блоком сравнения вычислителей (БК-6).
6. Автоматический контроль питания автопилота по постоянному и переменному току.
7. Автоматический контроль работы двух гировертикалей, входящих в комплект БСУ-ЗП.
8. Автоматический перевод системы на другие режимы работы при отказах РТС.
9. Проверка летчиком работоспособности самой схемы контроля от кнопки «тест-контроль».
Схема безопасности включается вместе с включением питания системы БСУ-ЗП и работает независимо от того, в каком режиме работает бортовая система управления: автоматическом или полуавтоматическом.
На рис. 245 представлена блок-схема БСУ-ЗП с элементами, составляющими схему безопасности. На ней отдельными блоками обозначены:
схема контроля ЦГВ-4 (СК ЦГВ); схема контроля выключателей «Путь-4МПА» (СК В4); схема контроля автомата триммирования АТ-2 (СК АТ); схема контроля автопилота (СКАП).
Радиотехнические средства слепой посадки (КРП и ГРП), входящие в комплект бортовой аппаратуры системы «Курс-МП-1», имеют собственную систему контроля.
Рис. 245. Блок-схема БСУ-ЗП с элементами схемы безопасности |
Как видно из рис. 245, курсовой и глиссадный радиоприемники дублированы. Каждый приемник имеет схему встроенного контроля (СК КРП, СК ГРП), которая срабатывает в случае его отказа.
Отказ первого приемника приводит к автоматическому переключению потребителей на второй приемник (резервный) с выдачей экипажу сигнализации. Это соответствует переключению П1 или П2 (рис. 245) в нижнее положение. При отказе резервного приемника схема контроля КРП или ГРП, кроме сигнализации, выдает информацию в схему контроля автопилота для переключения последнего на другие режимы работы.
Схема контроля двух ЦГВ-4 построена на принципе сравнения их сигналов по крену и тангажу. В случае расхождения сигналов двух ЦГВ на величину, превышающую пороговое значение, схема контроля срабатывает и выдает сигнал отказа в схему контроля автопилота для отключения соответствующего канала. Одновременно выдается сигнализация летчику об отказе ЦГВ. Схема контроля вычислителей «Путь-4МПА» также построена на принципе сравнения выходных сигналов вычислителей левого и правого полукомплектов.
При отказе одного из вычислителей разность сигналов Дб* или Дбн будет больше порогового значения, что приведет к срабатыванию СК В4 и выдаче сигнала в схему контроля автопилота для переключения его на другие режимы работы.
Одновременно выдается сигнализация летчику об отказе вычислителей «Путь-4МПА». Схема контроля автомата триммирова — ния (СК АТ) служит для отключения АТ-2 в случае отказов, которые могут привести к перекладке триммера руля высоты в противоположную сторону от требуемого. Одновременно загорается сигнальная лампочка на приборной доске летчика.
Схема контроля автопилота (СК АП) предназначена для отключения одного из каналов или всего автопилота в случае его отказа. При этом подается сигнал на коммутационное устройство, входящее в СК АП, для отключения автопилота и выдачи соответствующей сигнализации.