Экрано планы
Наука и техника на современном этапе развиваются очень быстро. За последние 10 лет во многих странах мира было начато серийное строительство супертанкеров, судов на подводных крыльях и на воздушной подушке различного типа. Успехи в области экранопланостроения оказались значительно скромнее и не оправдал и прогнозов ведущих зарубежных специалистов, работающих в данной области. Несмотря на очевидные достоинства экранопланов, за последние 8—10 лет за рубежом построены полукустарным способом всего один-два небольших опытных аппарата. И это в условиях жесточайшей капиталистической конкуренции! Напомним хотя бы бум, поднятый в ряде стран вокруг строительства судов на подводных крыльях, а затем н судов на воздушной подушке. Почему этого не произошло с экранопланами?
Автор надеется, что читатель, познакомившись с предлагаемой его вниманию книгой, увидит, что причину медленных темпов экранопланостроения следует искать не только в скептицизме значительной части судо-н самолетостроителей, сомневающихся в высокой эффективности нового вида транспортных средств. По-внднмому, основная причина — исключительно большие трудности создания этих аппаратов. Описанные ниже неудачи, аварии и даже катастрофы, которыми отмечен путь пионеров в области экранопланостроения, убедительно подтверждают справедливость сделанного вывода. В самом деле, например, проблему устойчивости движения аппаратов удалось более или менее успешно решить всего на двух-трех экранопланах из 25 построенных.
Как н при работе над первым изданием кннгн, автор ставил перед собой задачу на основе обобщения и анализа опубликованных, главным образом в зарубежной печати, материалов рассмотреть основные особенности экранопланов, нх конструктивные и мореходные качества, устойчивость н транспортную эффективность. К сожалению, далеко не все элементы н характеристики аппаратов удалось осветить достаточно глубоко.
Второе издание книги содержит ценный материал, опубликованный в последние годы в зарубежной печати. Новые разделы посвящены использованию «эффекта экрана» животными, описанню нсторнн развития экранопланов, особенностей нх экспериментального исследования. В них рассмотрены также катера с воздушной разгрузкой, близкие к рассматриваемым аппаратам, н проекты боевых экранопланов. Значительно большее внимание уделено в книге проблеме устойчивости.
Автор выражает искреннюю благодарность д-ру техн. наук, проф. И. Т. Егорову за ряд ценных советов, которые использованы прн работе над книгой.