Экрано планы

Наука и техника на современном этапе развиваются очень быстро. За последние 10 лет во многих странах мира было на­чато серийное строительство супертанкеров, судов на подводных крыльях и на воздушной подушке различного типа. Успехи в об­ласти экранопланостроения оказались значительно скромнее и не оправдал и прогнозов ведущих зарубежных специалистов, ра­ботающих в данной области. Несмотря на очевидные достоин­ства экранопланов, за последние 8—10 лет за рубежом по­строены полукустарным способом всего один-два небольших опытных аппарата. И это в условиях жесточайшей капиталисти­ческой конкуренции! Напомним хотя бы бум, поднятый в ряде стран вокруг строительства судов на подводных крыльях, а за­тем н судов на воздушной подушке. Почему этого не произошло с экранопланами?

Автор надеется, что читатель, познакомившись с предлагае­мой его вниманию книгой, увидит, что причину медленных тем­пов экранопланостроения следует искать не только в скепти­цизме значительной части судо-н самолетостроителей, сомневаю­щихся в высокой эффективности нового вида транспортных средств. По-внднмому, основная причина — исключительно боль­шие трудности создания этих аппаратов. Описанные ниже не­удачи, аварии и даже катастрофы, которыми отмечен путь пионе­ров в области экранопланостроения, убедительно подтверждают справедливость сделанного вывода. В самом деле, например, проблему устойчивости движения аппаратов удалось более или менее успешно решить всего на двух-трех экранопланах из 25 построенных.

Как н при работе над первым изданием кннгн, автор ставил перед собой задачу на основе обобщения и анализа опубликован­ных, главным образом в зарубежной печати, материалов рас­смотреть основные особенности экранопланов, нх конструктив­ные и мореходные качества, устойчивость н транспортную эффек­тивность. К сожалению, далеко не все элементы н характери­стики аппаратов удалось осветить достаточно глубоко.

Второе издание книги содержит ценный материал, опублико­ванный в последние годы в зарубежной печати. Новые разделы посвящены использованию «эффекта экрана» животными, опи­санню нсторнн развития экранопланов, особенностей нх экспери­ментального исследования. В них рассмотрены также катера с воздушной разгрузкой, близкие к рассматриваемым аппаратам, н проекты боевых экранопланов. Значительно большее внима­ние уделено в книге проблеме устойчивости.

Автор выражает искреннюю благодарность д-ру техн. наук, проф. И. Т. Егорову за ряд ценных советов, которые использо­ваны прн работе над книгой.