Кислородные приборы с периодической подачей кислорода [легочные автоматы)
Из кислородных приборов с периодической подачей кислорода, применяемых в ГА, рассмотрим три прибора: КП-18К, КП-19, КП-24М.
КП-18К устанавливается на вертолетах, КП-19 — на самолетах Ту-104, Ту-114 и др., КП-24М — на самолетах Ил-18, Ту-104, Ту-114 н др.
Кислородный прибор КП-18К
Кислородный прибор КП-18К входит в состав кислородного оборудования транспортных, санитарных и спасательных вертолетов и предназначен для обеспечения левого пилота необходимым количеством кислорода.
Прибор снабжен герметической маской и подает в маску смесь кислорода с атмосферным воздухом только во время вдоха. Процентное содержание кислорода в подаваемой газовой смеси регулируется по высотам автоматически; количество газовой смеси определяется глубиной и частотой дыхания (легочной вентиляцией), зависящей в свою очередь от физической нагрузки человека.
В комплект КП-18 входят: собственно прибор КП-18К; кислородная маска КМ-16А (КМ-16Н); редуктор КР-14А; шланг КШ-10; кислородный указатель ПК-18.
Рис. 249. Схема комплекта системы кислородного питания КП-18К: / — зарядный штуцер; 2 — бортовой вентиль; 3 — баллоны; 4 — тройник; 5 — приборный вентиль; 6 — редуктор КР-14Л; 7 — индикатор кислорода; 8 — кислородный прибор КП-18К; 9 — кислородный прибор КП-23; 10 — кислородная маска КМ-І6А |
На рис. 249 изображена схема комплекта системы кислородного питання К. П-18К. Данная система может обеспечить пилота кислородом в течение всего полета и рассчитана до высот в 12 км.
Принципиальная схема прибора изображена на рис. 250. Мембраны 1, служащие чувствительным элементом, реагирующим на давление вдыхаемого воздуха, совместно с рычажной передачей 2 управляют клапаном подачи 3. При отсутствии перепада давления на мембране 1 клапан 3 под действием пружины 4 закрывает доступ кислорода в полость прибора. При вдохе мембраны 1 под действием атмосферного давления прогибаются внутрь корпуса и нажимают на длинные плечи рычагов клапана 3. В результате рычаги поворачиваются вокруг оси и короткими плечами нажимают на втулку, соединенную с тягой 5, отводя клапан 3 от седла. Кислород через эжектор 6 из полости редуктора КР-14А поступает в полость прибора.
Проходя с большой скоростью из отверстия небольшого диаметра (сопла эжектора), струя кислорода создает разрежение в корпусе эжектора, благодаря чему атмосферное давление открывает обратный клапан 7 подсоса воздуха, и последний из атмосферы поступает в эжектор. Кислород, смешиваясь с воздухом, поступает в кислородную маску КМ-16А.
При выдохе давление в полости прибора выравнивается с атмосферным, и клапан 3 закрывается. Таким образом, обогащенный кислородом воздух поступает в маску только во время вдоха под давлением, примерно равным атмосферному. С увеличением высоты полета анероид 8 автомата подсоса воздуха, расширяясь, постепенно прикрывает доступ атмосферному воздухг в полость прибора. На высоте 8—9 км полностью прекращается подсос воздуха из атмосферы.
С высоты 4 км в работу вступает механизм малого избыточного давления, анероид 9 которого, расширяясь, дополнительно прогибает мембрану
1. Этим достигается приоткрытие клапана 3, который находится в таком положении до тех пор, пока давление в полости прибора не повысится «а требуемую величину избыточного давления (30—40 мм вод. ст.). Такая величина избыточного давления не может повысить парциального давления кислорода, но при неплотно подогнанной маске предохранит от появления кислородной недостаточности.
Бели во вдыхаемом воздухе будет недостаток кислорода, то его поступление из полости редуктора КР-14А в корпус прибора можно увеличить вентилем аварийной подачи
10. При открытом вентиле 10, а также глубоком вдохе, кислород не успевает проходить сквозь отверстие малого диаметра сопла эжектора, и давление над эжектором повышается, что может привести к деформации приемника индикатора кислородного потока 11. Во избежание этого сопло 12 делается подвижным. При нормальной работе сопло прижимается к седлу эжектора пружиной 13. При увеличении давления над эжектором выше 2,5—3,5 кг/см2 пружина 13 сжимается и сопло отходит от седла, открывая свободный доступ кислороду в полость прибора.
Имеющийся в схеме выключатель 14 автомата подсоса воздуха служит для выключения подсоса воздуха из атмосферы при наличии в ней вредных примесей, или при необходимости пользоваться чистым кислородом. Для сброса излишнего давления из полости прибора служит предохранительный клапан 15.
Входящий в комплект прибора индикатор кислорода ИК-18 сигнализирует о поступлении кислорода в прибор и маску, а также контролирует высокое давление в кислородной магистрали системы.
Кислородный указатель ИК-18 конструктивно состоит из двух самостоятельных приборов, вмонтированных в один корпус. Давление в кислородном баллоне измеряется манометром.
Давление в полости прибора КП-18К фиксируется манометрической коробкой. С повышением давления в полости прибора и кислородной маски манометрическая коробка прогибается и подвижный центр ее заставляет указательную систему, состоящую из легких створок, зафиксировать поступление кислорода в маску. С уменьшением давления в полости маски и прибора КП-18К (во время вдоха) створки указательной системы сходятся.
Кислородный прибор КП-19
Кислородный прибор КП-19, как и прибор КП-21, относится к гр>ппе переносных. Если приборы КП-21 служат для питания некоторых пассажиров при кислородном голодании и бортпроводников при их передвижении по самолету, то экипаж для этой цели использует приборы КП-19. Приборы КП-19 используются с масками КМ-24.
На рис. 251 представлена схема кислородного прибора КП-19. Чувствительным элементом прибора является мембрана 10. Прибор подает газовую смесь только во время вдоха и в количестве, необходимом для легочной вентиляции. Переносный кислородный прибор КП-19 представляет собой легочный автомат со встроенным редуктором. К прибору кислород подводится с давлением от 5 до 30 кГ/см2, затем давление снижается в редукторе до 0,5— 1 кГ/см2, и, следуя через клапан легочного автомата 8 и клапан дозировки 14, кислород выходит из прибора в шланг и маску. Чтобы проверить работо-
способность прибора, надо открыть запорный вентиль, надеть маску, соединить ее с прибором и сделать несколько нормальных и глубоких вдохов. При этом выключатель подсоса воздуха 9 находится в положении «Чистый кислород» или «Смесь». Дыхание должно происходить без затруднений. Чтобы проверить аварийную подачу кислорода, надо провернуть маховичок аварийного вентиля 17 по стрелке до отказа. Кислород должен выходить из прибора непрерывной струей.
Рабочее давление в баллонах 6—30 кГ/см2. Продолжительность питания кислородом из баллона около 40 мин (при среднем расходе кислорода 6 л/мин).
При необходимости переключения питания со стационарного кислородного прибора на переносной кислородный прибор КП-19 надо глубоко вдохнуть из стационарного прибора, отсоединить от него гофрированный шланг маски и быстро присоединить шланг к выходному штуцеру переносного прибора* При пользовании переносным прибором необходимо систематически следить за запасом кислорода в баллоне по манометру 1. Если давление понизится до 5—8 ат, надо перейти на питание от другого переносного прибора или же снова перейти на питание от стационарного кислородного прибора.
Чтобы обеспечить экономный расход кислорода на малых высотах, выключатель подсоса воздуха 9 должен находиться в положении «Смесь». На высотах выше 9 000 м и при кислородном голодании необходимо пользоваться дополнительной подачей кислорода, для чего маховичок вентиля 17 надо повернуть до упора по стрелке.