ЦЕХОВ

СХЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Главными особенностями самолетостроения, в наибольшей ме влияющими на характер технологического процесса, являются: зн чительное количество деталей, составляющих конструкцию самолет и разнообразие применяемых материалов. Множество деталей о условливает сложность сборки, а разнообразие материалов требу большого числа различных заготовительных и обработочных пр цессов, необходимых для изготовления деталей. |

Схема производства в самолетостроении состоит из обычных эт нов: заготовка деталей, их обработка, сборка отдельных узлов и агр гатов и, наконец, сборка целого изделия. ?

Технологический процесс производства самолетов зависит от ко струкции изготовляемого самолета. Например, для смешанного сам лета схема технологического процесса может быть представлю приблизительно в следующем виде: [6]

А. Из дерева и фанеры Б. Из листового металла

В. Из труб и профилей

Г. Из прутков, поковок и отливок из пластмасс

III этап. Сборка сложных

A. Сборка деревянных деталей

Б. Сборка сварных узлов и ком­плектов

B. Слесарная сборка

Г. Клепально-сборочные работы

Д. Шорно-обойные работы

1. Механическая обработка

2. Распаривание и гнутье

3. Столярная доработка

4. Антисептнрование, лакировка

1. Штамповка-вырезка по внешним и внутренним контурам из полос и карточек

2. Штамповка-гибка и гибка на уни­версальных загибочных станках и вручную

3. Штамповка-вытяжка в штампах, выдавливание, выколачивание

4. Жестяническая и слесарная дора­ботка штампованных деталей

5. Термообработка и защита от кор­розии

1 • Обработка концов труб и профи­лей (фрезерование, опиливание, штамповка)

2. Гнутье труб и профилей

3. Термообработка и защита от кор­розии

1. Механическая обработка

2. Слесарная доработка

3. Термообработка и защита от кор­розии

деталей, узлов, комплектов

1. Сборка-склейка полок лонжеронов, бобышек, лонжеронов, нервюр, шпангоутов и др., сушка их

1. Слесарная подготовка к сварке

2. Сварка узлов соединения агрега­тов, отдельных частей каркаса фюзеляжа, узлов управления, шасси, баков и т. п.

1. Сборка арматуры, узлов и ком­плектов управления мотором и са­молетом, шасси, вооружения и т. п.

1. Сборка-клепка сидений, баков, обтекателей, капотов, деталей хво­стового оперения (нервюр, лонже­ронов)

1. Шитье чехлов из полотна, бре­зента, шитье ремней, подушек, валиков и т. п.

V этап. Монтаж, окончательная сборка, испытание

VI этап. Отделка после испытания и отправка самолета

1. Окраска и отделка после испы тания

2: Разборка самолета и упаковка ег (при отправке по железной до роге) или комплектовка нупаковк, запасных частей (при отправке са мол эта лётом) !

В этой схеме приведены только укрупненные этапы технологи ческого процесса. При изготовлении самолетов разных типов (в основ ном той же смешанной конструкции) различные группы процессы

уш работ могут отсутствовать, или будут добавлены новые, или же бу­дет изменена последовательность их, однако общий характер не изме­лится, и технологический процесс самолетостроения остается сложно — разветвленным, разнохарактерным.

При изготовлении деревянных самолетов схема остается та же, изменяется лишь содержание отдельных этапов, увеличивается объем процессов, связанных с обработкой дерева, и уменьшаются процессы металлообработки.

При изготовлении металлических самолетов (наиболее распростра­ненных— клепаных из дуралюмина) схема будет опять та же, но зна­чительно увеличится объе. м металлозаготовительных работ, сильно увеличатся клепально-сборочные работы на детальной и агрегатной сборке, почти отпадет обработка дерева, увеличится объем работ по термообработке и защите дуралюмина от коррозии.

Агрегатная система характеризуется тем, что каждый цех изготовляет полностью какой-либо крупный агрегат самолета (пред­ает), начиная с заготовок и заканчивая сборкой и отделкой агрегата, передаваемого в цех окончательной сборки самолета. При этой системе пудут цехи: фюзеляжный, центропланный, шасси-рамный, бако-ка­ютный, нормалей и т. п.

При функциональной системе цехи и мастерские группи­руют по признаку сходства технологии. Каждый цех выполняет опре­деленную технологическую функцию для всех агрегатов самолета, .апример, делает заготовки и обрабатывает листовой металл (загото — ительно-штамповочный цех), выполняет механическую обработку ;егалей (механический цех), слесарную обработку и сварку узлов (слесарно-сварочный), детальную или агрегатную сборку (цехи детальной и агрегатной сборки) и т. и.

При — организации производства по агрегатной системе значительно /прощается межцеховое и внутрицеховое планирование. Цехи полу­чают задание выпустить определенное количество крупных закончен­ных единиц; надо обеспечить цехи только материалом, инструмен­тами и рабочей силой. Планирующие органы jexa имеют дело с не­большим сравнительно числом деталей только одного агрегата. Кроме юго, путь деталей от заготовки до сборки значительно сокраща­ется.

[ Наряду с этими достоинствами агрегатная система страдает рядом крупных недостатков. Наличие одинаковых процессов в различных чгрегатных цехах приводит к необходимости дублировать оборудова­ние. Полностью загрузить и использовать одинаковые станки, раз — I бросаниые в разных цехах, затруднительно. Вследствие этого увели — ! чивается общий станочный парк завода. Вследствие разбросанности I оборудования по разным цехам ремонт его усложняется. Приходится

дублировать инструмент и приспособления, т. е. увеличивать их ко, честно.

Каждый агрегатный цех самостоятельно делает заготовку, поэт< крупные отходы от крупных деталей одного цеха трудно использов; для изготовления мелких деталей другого цеха.

Подбор начальников цехов, их заместителей, начальников щ трольных отделов и технологов затруднителен, так как они дол» быть универсалами, хорошо знающими разнообразные процес применяемые в предметном цехе.

Эти недостатки агрегатной системы отсутствуют при техноло ческой (функциональной) системе.

Сосредоточение при этом однотипного оборудования в од» месте позволяет лучше загрузить и использовать станки и таким об зом уменьшить общее необходимое количество станков. Улучшае обслуживание оборудования, нет надобности дублировать инст; менты и приспособления; проще и дешевле подводка энергии. Соел нение однородных работ в одном цехе позволяет укрупнять парт изготовляемых деталей, использовать рабочих узкой специальной применять более дорогое, но высокопроизводительное оборудован! Все это повышает производительность труда.

При функциональной системе усложняется цеховое и межцехо» планирование, так как в поле зрения планирующих органов щ находится огромная номенклатура деталей всего самолета, прохо] щих одинаковую обработку. Например, для дуралюминового дв; моторного самолета среднего тоннажа (3—4 т) номенклатура детал проходящих обработку в заготовительно-штамповочном цехе, дохо; до 4—5 тыс. наименований.

Усложняется также зависимость сборочных цехов от цехов-пост: щиков (например, цех агрегатной сборки снабжается цехами: заго вительно-штамповочным, механическим, слесарно-сварочным и цех детальной сборки).

Однако применением маршрутной системы планирования и уч< деталей, узлов и агрегатов эти затруднения могут быть значится» устранены.

В чистом виде ни та, ни другая система не могут быть рекомеш ваны для серийного производства.

Наиболее рациональной является смешанная система, когда предприятии имеется ряд основных заготовительных цехов, органи: ванных по технологическому признаку, и ряд последующих сборочн» цехов, работающих по агрегатному признаку. При этом услов дублирование оборудования в разных цехах сводится к минимум производство получается более прямоточным п упрощается межі ховое планирование.