ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА ТРАЕКТОРИЙ САМОЛЕТОВ
Уравнения движения центра масс самолета используют для расчета траектории и определения летных данных только в том случае, если заданы параметры самолета: масса самолета т (текущая или начальная)^ площадь крыле S, запас топлива на борту. щ, тяга двигателя на Земле Я» или тяговосруженность TQ — Pjmg, условия полета, а также заві >• осп, определяющие величину аэродинамических сил {или их коэффициентов), изменение тяги « удельного расхода топлива для различных условий полета. Должны также быть заданы или рассчитаны ограничений, определяющие предельные для данного самолета режимы полета — допустимая эксплуатационная перегрузка, предельное число М, безопасная высота полета и т. п.
Эти параметры и характеристики определяются при проектировании для расчетных условий полета или параметров стандартной атмосферы, а в процессе эксплуатации —■ для расчетных условий эксплуатации.
В дайной главе рассмотрены перечень и примерный характер зависимостей, определяющих аэродинамические, тяговые, расходные характеристики и ограничения. Конкретные числовые значения для них должны задаваться для рассматриваемого самолета на основе специальных расчетов, методы которых изложены в курсах аэродинамики, теории двигателей и т. п.
И аэродинамическая сила RA (или ее проекции Ха, Ya, Za), и тяга двигателя Р, и расход топлива в полете зависят от условий полета, и, прежде всего, от термодинамических параметров воздуха: давления р, плотности р, температуры Т, скорости звука а, динамической вязкости р. Значения этих параметров связаны между собой (так что достаточно задать два из них — температуру и давление) и определяются геометрической высотой полета Н и состоянием атмосферы.
Высота полета (геометрическая) отсчитывается от среднего уровня моря (в отличие от так называемой истинной высоты Яист над подстилающей земной поверхностью).
Изменение давления с высотой определяется законом изменения температуры Т и может быть найдено путем интегрирования уравнения равновесия газа
при
Р = р/РТ. (2.2)
Здесь В — удельная газовая постоянная, R = 287,05 Дж/(кг-К). Скорость звука а зависит от температуры воздуха
а = 20,0468 УТ, (2.3)
а динамическая вязкость определяется, как
1,458-10~6Г2/3 7+110,4 ‘
Расчет и сравнение летных данных и характеристик движения самолетов проводят обычно для значений термодинамических параметров воздуха, соответствующих на данной высоте так называемой стандартной атмосфере (СА), ГОСТ 4401—81. СА дает осредненные значения термодинамических параметров воздуха по высотам при температуре на среднем уровне моря Тс = 288,15 К, давлении рс = 101 325,0 Па, плотности рс = 1,2250 кг/м3, рс = 17,894 X X 10~6 Па-с, а = 340,294 м/с.
Изменение температуры Т с высотой задается по СА градиентом температуры, равным —6,5 К/км до Н = 11 км, нулю на Я от 11 до 20 км и +1 К/км от 20 до 32 км. Задав закон изменения температуры, можно, интегрируя (2.1) при условии (2.2) и используя (2.3) и (2.4), найти изменение всех параметров атмосферы по высоте. Таблица СА приведена в приложении (табл. III).
Приведение всех характеристик самолета к единым условиям полета, соответствующим СА, позволяет сравнивать эти характеристики между собой.
При эксплуатации самолета в условиях, отличающихся от стандартных, используются другие модели атмосферы или замеряются фактические значения параметров р, Т в полете. При этом в ряде
случаев удобно при определении условий полета вместо фактического давления р задавать соответствующую ему барометрическую высоту #бйр — высоту, на которой это давление р было бы достигнуто для СА.
Термодинамические параметры атмосферы при данной воздушной скорости полета V определяют величину скоростного напора
q = pV2/2 — 0,7рМ2, |
(2.5) |
где число Маха |
|
М = Via, |
(2.6) |
число Рейнольдса |
|
Re =.-= pV’fc/p. |
(2.7) |
В формуле (2.7) b — характерный линейный размер самолета (обычно средняя аэродинамическая хорда крыла САХ). Наряду с воздушной (истинной) скоростью V при определении условий полета часто используют индикаторную скорость Vt — скорость, при которой истинное значение скоростного напора было бы получено на уровне моря в стандартных условиях,
V, = v VWc — (2.8)
К условиям полета помимо термодинамических параметров атмосферы, значений <7, М и других можно отнести также ветер, задаваемый скоростью W и направлением относительно стартовых или нормальных осей координат.. Часто выделяют горизонтальную w и вертикальную и составляющие скорости W. Горизонтальная составляющая может достигать в среднем 12 … 18 м/с на умеренных высотах и до 20 … 30 м/с в стратосфере, в струйных течениях — 50 … 80 м/с [12]. На малых высотах существенное влияние на движение самолета оказывает сдвиг ветра — изменение скорости ветра по высоте dwfdH, достигающее у Земли 0,2 … 0,3 м/с на метр.
Вертикальная составляющая скорости ветра и может достигать при отдельных порывах 18 … 20 м/с (НЛГС-2). Средние значения вертикальной составляющей скорости в турбулентных пульсациях много меньше и не превышает обычно 3 … 5 м/с при длине волны 100 … 500 м.