Описания гистерезиса. при пространственном нагружении. упругодемпфирующих систем
Форма упругогисгерезисных петель является важной характеристикой, определяющей поведение динамических систем. В настоящее время разработано множество математических моделей, описывающих гистерезис [131] при одноосном деформировании различных систем с трением. Этими вопросами занимались ИЛ. Корчинский, Н. Н. Давиденков, Д. Ю. Панов, Е. С. Сорокин, М. Я. Леонов, Л. А. Беспалько, М. И. Чаевский, Г. И.Стра — хов, ЛАТаран, Г. С. Писаренко, Н. Г. Калинин, ИД. Эскин и другие исследователи. При этом большинство авторов, занимающихся вопросами виброзащиты, принимают, как само собой разумеющуюся, гипотезу о том, что при сложном пространственном деформировании упругодемпфирующей среды или конструкции форма частных гисте-
резисов в проекциях на координатные оси остается идентичном одноосному деформированию.
Впервые серьезное теоретическое исследование гистерезиса при пространственном деформировании упругодемпфирующих сред осуществил Ю. К. Пономарев в своей докторской диссертации [106]. Позднее материал об этом исследовании был опубликован в монографии [131]. У истоков экспериментального исследования гистерезиса при пространственном нагружении упругодемпфирующих сред был и автор настоящей работы. Подробно об этом информация будет изложена в главах 2 и 3.
Ю. К. Пономаревым выполнено исследование особенностей пространственного гистерезиса в демпферах сухого трения, описанных в книге Г. С. Скубачевскош «Авиационные газотурбинные двигатели» [114].
Подробная конструкция этого демпфера сухого трения показана на рис. 1.30. Демпфер состоит из дополнительного роликового подшипника, установленного на валу и опирающегося на фрикционный диск, укрепленный на неподвижном диске корпуса. Диски стянуты болтами с помощью пружин, создающих необходимое усилие затяжки. При возникновении опасных прогибов ротора диск смещается и силы трения препятствуют развитию колебаний.
В работе [131] рассмотрен процесс статического деформирования нагружения опоры постоянной по модулю силой Р, при котором вибратор 1 осуществляет плоское движение относительно основания 2 (рис. 1.31) с траекторией в виде окружности (рис. 1.32). Сила сопротивления демпфе-
pa Q будет направлена против движения, т. е. по касательной к траектории, но в противоположную сторону по отношению к вектору т.
В работе [80] аналитически доказано, что при сухом трении и круговых орбитах частные гистерезисы в проекциях на координатные оси представляют собой кривые в виде эллипсов с полуосями и (рис. 1.33).
В работе [131] получен ряд интересных и важных свойств. Так, напри — ‘ мер, показано, что рассеянная энергия
при круговых орбитах движения вибратора в раз больше, чем при одноосном деформировании. При этом обобщенные силы трения в обоих случаях нагружения идентичны. В работе выполнено также исследование эволюции гистерезиса при изменении формы траектории движения цапфы вала (вибратора) от круговой до эллипсиой с произвольным соотношением размеров полуосей эллипсов. При этом форма гистерезиса в проекциях на координатные оси трансформируется от параллелограмма до эллипса (рис. 1.34).
Ю. К. Пономаревым рассмотрены также случаи нагружения упруго — демпфирующей системы сухого трения с траекториями движения вибратора по незамкнутым кривым в виде параболы с переменным наклоном ветвей, части окружности, ломаной с разным числом изломов. Показано, что форма траекторий движения вибратора существенно влияет на форму гистерезисных кривых.
Вышеизложенное предопределило разработку автором настоящей работы математических моделей демпферов современных ГТД при
Рис. 1.33. Внешний вит гистерезисных кривых демпфера сухого тре
ния при круговых орбитах движения вибратора
сложных траекториях движения вибратора, создание специальных стендов для экспериментального исследования опор с вышеуказанными демпферами и отработку соответствующих методик их экспериментального исследования. В ходе последующих конструкторских разработок были созданы оригинальные упругодемпферные опоры пространственного нагружения.