Оценка показателей надежности

Надежность воздушной навигации определяется значительным числом взаимосвязанных между собой фак­торов, обусловленных функциониро­ванием технических средств навига­ции, деятельностью экипажа на борту и влиянием внешних условий.

Сложный характер и взаимосвязь отдельных факторов значительно за­трудняют практическую оценку пока­зателей надежности воздушной нави­гации. Используют статистический и аналитический методы оценки надеж­ности воздушной навигации, а также метод, основанный на имитационном моделировании процесса самолето­вождения.

Статистический метод основан на учете числа полетов, в которых име­ли место отклонения, превышающие допустимые. При этом оценивается показатель 1У’, который характеризу­ет долю полетов, протекавших с от­клонениями:

И7 = (п — т) п, (9.19)

где п — общее число полетов; т — число полетов с отклонениями.

Показатель W может быть рас­считан для всех видов отклонений или дифференцировано по их видам (уклонения от маршрута, потери ори­ентировки, нарушение высоты полета и т. д.). Статистический метод прост для использования, с его помощью можно оценивать качество работы штурманской службы в авиапред­приятии, УГА. Одиако он не позво­ляет прогнозировать надежность на­вигации и определять пути ее повы­шения.

Аналитический метод основан на расчете показателей надежности воз­душной навигации исходя из аэрона­вигационной обстановки, характери­стик точности и надежности навига­ционного оборудования и других данных, которые предполагаются из­вестными. Этот метод позволяет ана­лизировать влияние различных причин на надежность воздушной навигации и может быть использован для ее оценки до выполнения полета, что является важным при введении но­

вых трасс, установке более совершен ного оборудования и т. д. В то же время аналитическое (с помощью формул) выражение показателей на — іежности навигации не позволяет в полной мере учесть влияние на каче­ство самолетовождения деятельности экипажа в полете, динамики измене­ния навигационных погрешностей н некоторых других факторов.

Наиболее полный учет всех факто­ров, влияющих на надежность воз — тушной навигации, может быть осу­ществлен с помощью метода имита­ционного моделирования процесса са­молетовождения. Оно заключается в построении математической модели процесса самолетовождения (с учетом погрешностей навигационных измере­ний, деятельности экипажа и влияния внешней среды) н многократной реа­лизации этой модели, «проигрывания» полета с помощью ЭВМ. На основе множества полученных в результате моделирования траекторий полета мо­гут быть оценены любые показатели надежности навигации. Изменение ус­ловий моделирования (исходных дан­ных) позволяет определить наиболее рациональные пути повышения надеж­ности воздушной навигации.