Оценка показателей надежности
Надежность воздушной навигации определяется значительным числом взаимосвязанных между собой факторов, обусловленных функционированием технических средств навигации, деятельностью экипажа на борту и влиянием внешних условий.
Сложный характер и взаимосвязь отдельных факторов значительно затрудняют практическую оценку показателей надежности воздушной навигации. Используют статистический и аналитический методы оценки надежности воздушной навигации, а также метод, основанный на имитационном моделировании процесса самолетовождения.
Статистический метод основан на учете числа полетов, в которых имели место отклонения, превышающие допустимые. При этом оценивается показатель 1У’, который характеризует долю полетов, протекавших с отклонениями:
И7 = (п — т) п, (9.19)
где п — общее число полетов; т — число полетов с отклонениями.
Показатель W может быть рассчитан для всех видов отклонений или дифференцировано по их видам (уклонения от маршрута, потери ориентировки, нарушение высоты полета и т. д.). Статистический метод прост для использования, с его помощью можно оценивать качество работы штурманской службы в авиапредприятии, УГА. Одиако он не позволяет прогнозировать надежность навигации и определять пути ее повышения.
Аналитический метод основан на расчете показателей надежности воздушной навигации исходя из аэронавигационной обстановки, характеристик точности и надежности навигационного оборудования и других данных, которые предполагаются известными. Этот метод позволяет анализировать влияние различных причин на надежность воздушной навигации и может быть использован для ее оценки до выполнения полета, что является важным при введении но
вых трасс, установке более совершен ного оборудования и т. д. В то же время аналитическое (с помощью формул) выражение показателей на — іежности навигации не позволяет в полной мере учесть влияние на качество самолетовождения деятельности экипажа в полете, динамики изменения навигационных погрешностей н некоторых других факторов.
Наиболее полный учет всех факторов, влияющих на надежность воз — тушной навигации, может быть осуществлен с помощью метода имитационного моделирования процесса самолетовождения. Оно заключается в построении математической модели процесса самолетовождения (с учетом погрешностей навигационных измерений, деятельности экипажа и влияния внешней среды) н многократной реализации этой модели, «проигрывания» полета с помощью ЭВМ. На основе множества полученных в результате моделирования траекторий полета могут быть оценены любые показатели надежности навигации. Изменение условий моделирования (исходных данных) позволяет определить наиболее рациональные пути повышения надежности воздушной навигации.