Применение бортового радиолокатора для обхода очага грозы

В предупреждении попадания В( в зоны грозовой деятельности боль шую роль играет бортовая радиоло­кационная станция. При полетах в зоне мощных кучево-дождевых обла ков она обеспечивает: обнаружение очагов гроз иа удалениях 150 250 км; определение положения зо­ны грозовой деятельности огиоситель но ВС и ЛГІ, оценку протяженности грозовой зоны; определение степени вертикального развития очага грозы; выделение наиболее опасных областей грозовой деятельности; выбор рацио кального решения по обходу очага грозы.

Заблаговременное обнаружение очагов гроз позволяет экипажу вы полнить необходимые измерения и расчеты и по согласованию с диспет чером принять решение о дальней ших действиях — или обойти очаг грозы стороной на заданном эшелоне, или обойти его сверху, или лететь иа запасной (возвращаться на свой) аэродром. Выбор способа обхода юлжеи производиться с точки зре­ния обеспечения безопасности полета Одиако следует учитывать и вопросы регулярности и экономичности поле тов. а также технологичность one раций.

Обход очагов гроз сверху возмо­жен, если рабочий потолок ВС поз­воляет это сделать. Этот способ

практически не влияет иа экономим иость и регулярность полетов. В этом случае не возникает трудностей в со­хранении ориентировки, но имеют место пересечения встречных и по­путных эшелонов Поэтому необхо­димо принять все меры для прет — отвращения столкновений ВС.

Обход очага грозы стороной иа заданном эшелоне ведет к увеличе­нию продолжительности полета и, следовательно, к снижению регуляр­ности и экономичности полетов. Из менеиие маршрута полета усложняет ориентировку и создает предпосылку ее потери. При возможном пересече­нии параллельных и расходящихся воздушных трасс возникают условия для встречи и столкновения с дру­гими ВС.

Для обхода очага грозы стороной без изменения высоты излета необхо­димо:

измерить курсовой угол грозы if Гр (угол меж ду продольной осью самолета и направлением иа бли­жайшую к линии курса границу оча­га грозы) и дальность до него Drp (рис. 25.1), причем величине зргр при­писывается знак плюс, если очаг гро­зы справа От линии курса, и наобо­рот;

рассчитать боковое расстояние от границы грозы до линии курса 2|’Р = /),’Р sin І’фгр |. Если оио меньше безопасного расстояния прохода ми мо очага грозы гбЄз=15 км, то нс обходимо изменить курс полета для пролета иа безопасном удалении;

определить безопасный курсовой угол грозы (приписав ему знак плюс или минус) з(‘вгз = агс sin(Zc*JDrv) Знак его берется аналогично знаку курсового угла з|)гр в зависимости от стороны обхода (справа — минус, слева — плюс)грозового очага;

рассчитать поправку в курс поле­та (с учетом знаков фГр и 1£б, э) Ay др,.р—з|)Сса. Поправка Ду практи­чески непосредственно определяется по экрану индикатора радиолокацион­ной станции как дополнительный угол отворота УО от начального з|>гр до т. е. УО = Ду = ^гр—^без. Сле­довательно, отвороту влево приписы­вается знак минус, а вправо — плюс;

определить курс полета увез = =у + Лу, где у — курс полета до на­чала отворота от очага грозы.

В дальнейшем выдерживается рассчитанный уг. еэ и ведется наблю­дение за положением границы очага грозы относительно линии курса.

Поскольку грозовой очаг и ВС сносятся ветром ис совсем одинако­во, по мере сближения с очагом гро­зы необходимо следить за значением гГ|, (так как значения фГр и фкез не постоянны) и в случае гГ|.<2гчм про­изводить юполнительиые отвороты.

При встрече с мощными фрон тальными кучевыми и кучево-дожде­выми облаками, которые невозможно обойти на заданном эшелоне, обход производится над очагом грозы с превышением не менее //йе., = 500 м Причем надежный обход сверху воз­можен только при оборудовании са­молета радиолокатором, имеющим стабилизированную антенну с узким лучом в вертикальной плоскости, и на самолете, рабочий потолок кото­рого больше суммарной высоты

Нпел 4′ паб,

где Никл — высота (эшелон) полета в момент измерении; //„— требуе­мый набор высоты для пролета над очагом грозы с превышением //г„3> >500 м (рис. 25.2).

Требуемая высота набора являет­ся функцией измеренных дальности Drp и угла превышения грозы «г,,, рефракции радиоволн в вертикальной плоскости И AHe, t3:

Л//наб= А/1 Гр ф 1 11 с і г Л//г,,м

— (Л//Гр. цзм АНРеф) — Ь
+ Л//Ст +АНбел.

ГДЄ Д//гр. нам—1,70 — 10 * Дгр Drp — измеренное превышение очага грозы над плоскостью стабилизации антен­ны; АНреф ss 0,02 Dfp —разность вы сот измеренного и фактического пре­вышения грозы под действием ре­фракции; AWCT«U,08 0*р —превы шеинс плоскости стабилизации антеи — иы над эшелоном полета в районе грозы.

Рабочая формула расчета требуе­мой высоты набора в метрах

АН, jao ~ I7.5gc°p ^ГР +"

-| 0.06Dr2p-b500, (25.1)

где 0Гр пыражается в километрах, а аПі — в ірадусах, 17,5 и 0,06 — ко эффициенты перевода

Угол превышения грозы

*^гр Ид 0,50„,

где и угол подъема антенны до исчезновения с экрана индикатора БРЛС отметки грозы; 0В — ширина диаграммы направленности антенны в вертикальной плоскости. Экипаж рассчитывает АН„аг„ время полета до грозы /и,,л (с учетом расстояния безопасного сближения D,-,e. i=I5 км) и требуемую вертикальную скорость набора высоты Рв і’

Ли>л = (Drp — D(;ea) Ри;

Рр Т АНИВа /по;|.

где V„—петиціїjr скорость полета

ВС.

Если после выполнении расчетов окажется, что Н„,.л+±НИлб меньше рабочего потолка, а располагаемая вертикальная скорость V„ больше требуемой 1„ т, то можно начать ма­невр обхода очага грозы сверху.

Погрешность определения ЛА/иаВ является функцией расстояния до очага грозы, а также ошибок стабн лизацни антенны ра цюлокатора в горизонтальной плоскости, передачи положения антенны па шкалу угла наклона, отсчета угла наклона, опре деления ширины диаграммы направ­ленности и измерения дальности. Она может быть оценена по приближенной формуле, следующей из (25.1),

"’"наг, — 17.50,-р о<х,.р * ЮГ), ,,.

в которой D,-,. берется в километрах, а п и1 ^ получается в метрах.

Требуемый набор высоты опре іеляет — сн с большой погрешностью: напри­мер. при Drr=100 км п… ~

а "паб

-5ГІ0О0 м. Поскольку обходы сверху будут совершаться вблизи рабочего потолка самолета, то такие погреш­ности недопустимы.

Дли падежного обеспечения обхо­да очага грозы сверху необходимо ПО Мере сближе ния С НИМ нерио ІІІЧС — скн оценивать возможность выпол­нения вертикального маневра. Это проще всего сделать по характеру изменения угла грозы Если по мере сближения с грозовым очагом при наборе высоты угол грозы не умень­шается, то обход сверху невозможен. В случае убывания этого угла обход может оказаться возможным, если ВС обладает запасом рабочего по­толка н удаление очага грозы тако­во, что ВС успеет набрать высоту прежде, чем сблизится на безопас­ное расстояние Dam — Если же через некоторое время полета с набором высоты на D, 15 км угол наклона ірозьі станет равным нулю, то можно перейти в режим горизонтального по­лета, так как набранная высота га­рантирует (при 0,^4 ) пролет над очагом грозы с превышением не ме­нее 500 м.

ПРИЛОЖЕНИЯ