МАНЕВРЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА

Под маневром самолета понимают обычно сравнительно короткий этап полёта, целью которого является заданное изменение параметров движения центра масс самолета — скорости*(ее вели­чины V и направления, т. «» углов наклона траектории л и пути ¥), положения самолета в пространстве (высоты, дальности). Строго говоря такие этапы полета, как маршевый (крейсерский) полет, набор высоты, снижение также являются маневрами, так как их задачей является именно изменение положения самолета. Но эти этапы обычно достаточно протяженны, их длительность сравнима с полной продолжительностью полета, а движение можно считать установившимся (квазнустановившимся) или прямолинейным (ква — зипрямолинейным), см. гл. 3, 4. Поэтому обычно для таких протя­женных этапов полета говорят о режиме полета, используя термин «маневр» только для коротких этапов с интенсивным изменением параметров движения. Именно в этом смысле рассматриваются здесь и маневренные характеристики самолета — его способность быстро изменять положение центра масс в пространстве, скорость, направ­ление и высоту полета при выполнении требуемого маневра.**- Показателями маневренности самолета могут считаться при этом либо располагаемые значения ускорений (нормального или танген­циального) в зависимости от высоты и скорости полета, массы само­лета, режима работы двигателей и других, либо время маневра при заданном изменении параметров движения»

Первая группа показателей не зависит от вида выполняемого маневра и определяется характеристиками самолета и двигателя — располагаемыми значениями перегрузки, тяги двигателя и т. п. Их обычно называют общими показателями маневренности. При определении общих показателей располагаемые ускорения можно наглядно выразить через составляющие перегрузки в скоростных осях [см. (1.49)1, оценивая маневренность по располагаемым зна­чениям именно перегрузок пха, пиа, Пга.

Время маневра или, что эквивалентно, изменение параметров движения за заданное время, является интегральным показателем и зависит от конкретного вида маневра, программы его выполнения, граничных условий. Здесь обычно говорят о частных показателях применительно к определенной задаче маневра. Зная общие показа­тели маневренности и программу маневра, можно найти значение того или иного частного показателя. Для оценки их предельных значений нужно решать задачу оптимизации программы маневра.

В общем случае маневр самолета является пространственным, он связан с изменением как высоты и угла наклона траектории, так и бокового смещения и угла пути. Однако достаточно полное пред­ставление о маневренных возможностях самолета дает анализ пока­зателей его маневренности для двух упрощенных случаев — ма­невра только в вертикальной плоскости (угол пути постоянен, крена и скольжения нет) и только в горизонтальной плоскости (угол на­клона траектории равен нулю, высота постоянна).