Контровка гаек, болтов, валиков, муфт и других деталей разъемных соединений

Основным средством против самоотвинчивания гаек и шпилек прежде всего является правильный выбор типа резьбы.. Обычно все крепежные резьбы выполняются са­мотормозящимися. У них угол подъема винтовой линии всегда меньше угла трения. В практике же, несмотря на правильный подбор резьбы, при работе механизма наблюдается самопроизвольное отвинчивание гаек и бол­тов. Поэтому для обеспечения надежности и безотказ­ности работы соединений все гайки и болты на самолете, двигателях, агрегатах и оборудовании контрятся.

Гайки, болты и валики разъемных соединений можно контрить шплинтами, проволокой, самоконтрящимися гайками, контргайками, различными шайбами, булавка­ми и т. п. При замене агрегата, трубопровода или де — * тали должна применяться та контровка, которая преду­смотрена конструкцией. Замена одного вида контровки другим (например, использование одинарных контровоч­ных шайб вместо сдвоенных или пружинных вместо пла­стинчатых и др.) не разрешается. Повторное использо­вание контровочных деталей (шплинтов, проволоки, пластинчатых шайб и т. п.) также запрещается.

Ниже рассматриваются основные правила контровки гаек, болтов, валиков муфт и других деталей основных видов разъемных соединений.

Контровка пластинчатыми шайбами. При данной кон­тровке соблюдаются следующие правила:

— перед окончательной затяжкой гайки выбирают зазор между шпилькой и внутренним диаметром пластин­чатой шайбы со стороны, противоположной усику, заги­баемому на фланец или корпус (рис. 4.9);

— усик, загибаемый на фланец или корпус, должен иметь упор в сторону отвертывания гайки и загнут до плотного прилегания (рис. 4.10);

— оба усика шайбы, контрящие гайку, загибаются после окончательной затяжки гайки на одну или две гра­ни (рис. 4.11). .

Загибка усиков шайбы на угол гайки запрещается. Зазор между усиком шайбы и гранью гайки не допу­скается. После загибки усиков необходимо через лупу

Ч

Рис. 4.9. Схема установки пластинчатой
контровочной шайбы

проверить, нет ли трещин в местах изгиба усиков кон­тровочной шайбы.

Пластинчатые шайбы имеют несколько разновидное стей.

Замковые шайбы (рис. 4.12, а и б). Замковыми шайбами связываются попарно две соседние гайки при помощи отогнутых вверх усиков, предотвращая тем са­мым их самоотвинчивание. Такой вид контровок широко применяется на реактивных двигателях.

Шайбы стопорения. Шайба стопорения с на­ружным носком, входящим в отверстие, высверленное в скрепляемой детали, показана на рис. 4.13. После затяж­ки гайки край шайбы подгибается к какой-либо грани гайки и тем самым предотвращается ее самоотвинчива-

ние. Применяются также стопорные шайбы с внутренним носком.

Накидные стопорные шайбы (рис. 4.14) на­деваются на гайки и привертываются к деталям винтами.

Рис. 4.14. Контров­ка гаек при по­мощи накидных стопорных шайб

Отверстие детали имеет форму, позволяющую поверты­вать гайку на 30° вокруг оси и стопорить ее.

Контровка шплинтами. При контровке гаек шплинта­ми необходимо соблюдать следующие правила:

— шплинт после нормальной затяжки гайки должен проходить через прорези корончатой гайки (рис. 4.15). Отвертывание гайки для совмещения прорезей и отвер­стия под шплинт запрещается. Если при затяжке гайки

отверстие не совпадает с прорезями, то рекомендуется подобрать другую шайбу или гайку;

— шплинт ставят головкой только кверху; в этом слу­чае при отламывании усика шплинт не выпадает;

— при загибке усиков шплинта на коронку гайки или шпильку выдерживается плавный переход с радиусом закругления не менее толщины шплинта.

Разведенные концы шплинта после отгибки должны плотно прилегать к гайке, а головка входить в ее про­резь (рис. 4.16). При контровке ответственных соедине-

Ний (управления самолетом, двигателем и агрегатами) усики шплинтов разводят в обе стороны и заправляют в коронки гайки (рис. 4.15). При контровке обычных соеди­нений (менее ответстбенных узлов) усики шплинтов толь­ко разводят в обе стороны и плотно прижимают к гра­ням гайки, болту или шпильке. Валики и пальцы контрят шплинтами с обязательной постановкой шайбы (рис. 4.17).

При контровке гаек и валиков пользуются шплинта­ми, размеры которых указаны в табл. 4.14 и 4.15.

• _____________________________ • # •

Таблица 4.14

Размеры шплинтов для контровки стандартных корончатых гаек

Диаметр болта, мм

• •

Размер гайки под ключ, мм

Размер шплинта (диаметр на длину), мм

4

8

1X12

5

9

1X12

6

11

1,5X15

7

11

1,5X15

8

14

2X20

10

17

2,5X25

12

19

2,5X25

14 •

22

2,5X30

16

24

зхзо

18

27

3X35

20

30

3X40

22

32

3X40

24

36

3X40

Контровка при помощи контргаек. Контргайка, как правило, соответствует размерам основной крепящей гайки. Она навертывается на болт (шпильку) после за­тяжки основной гайки (рис. 4.18) и прижимается к ней, создавая тем самым дополнительную силу трения в резьбе. Затягивается контргайка умеренно с таким усилием, чтобы она не воспринимала всей нагрузки затянутого соединения. Большую часть усилия затяжки должна вос­принимать основная гайка. Недо­статком контргаек является то, что они увеличивают габариты болто­вых соединений и утяжеляют кон­струкцию, поэтому они мало приме­няются.

Контровка при помощи разрез­ных пружинных шайб. При контровке с помощью пру­жинных разрезных шайб гайку затягивают до тех пор, пока концы пружинной шайбы не сойдутся до одного уровня (рис. 4.19). Разрезная шайба своими усиками врезается в тело гайки и детали и тем самым препят­ствует самоотвинчНванию гайки. Шайбу, потерявшую упругость и имеющую надлом, вторично ставить не раз­решается.

Контровка проволокой. Контровка гаек проволокой широко применяется в резьбовых соединениях трубопро-

йодов, главным образом в неподвижных. Для контровка проволокой в гранях гаек просверливаются специальные контровочные отверстия. Через эти отверстия пропускает­ся проволока, затем она свивается и пропускается через

Рис. 4.19. Контровка гаек разрезными пружин­ными шайбами

отверстие соседней гайки или отверстие, специально предназначенное на конструкции (рис. 4.20).

Диаметр проволоки, применяемой для контровки, должен соответствовать диаметру отверстия. Оставлять длинные концы контровочной проволоки запрещается.

Рис. 4.20. Схема контровки соединений проволокой (стрелками указано направление отвертывания гаек)

Контровка гаек и болтов разъемных соединений про­волокой должна выполняться в соответствии с требова­ниями инструкции по эксплуатации данного типа авиа­ционной техники. Так, например, общая контровка болтов на фланце запрещается, если инструкцией преду­смотрена контровка болтов попарно (рис. 4.21).

Тандерные соединения тросов контрятся таким обра­зом, чтобы муфта не могла отворачиваться от натяжения троса (рис. 4.22). Тандеры контрятся мягкой проволокой.

В отдельных случаях гайки контрят кернением, рас­клепкой конца болта или приваркой гайки к болту. Такие соединения становятся неразъемными и применяются в

Рис. 4.21. Схема контровки болтов проволокой

соединениях, где не требуется подтяжка болтов в про­цессе эксплуатации.

Контровку кернением производят после затяжки гай­ки и запиловки конца болта так, чтобы он выступал из

гайки не более чем на 1 мм. Затем при помощи керна на торце болта около края гайки делается три — четыре керна, благодаря чему конец болта раздается и не позво­ляет гайке самоотвинчиваться.

Отметим, что во всех видах осмотров авиационной техники обязательно проверяется надежность разъемных соединений и контровки их деталей