Контровка гаек, болтов, валиков, муфт и других деталей разъемных соединений
Основным средством против самоотвинчивания гаек и шпилек прежде всего является правильный выбор типа резьбы.. Обычно все крепежные резьбы выполняются самотормозящимися. У них угол подъема винтовой линии всегда меньше угла трения. В практике же, несмотря на правильный подбор резьбы, при работе механизма наблюдается самопроизвольное отвинчивание гаек и болтов. Поэтому для обеспечения надежности и безотказности работы соединений все гайки и болты на самолете, двигателях, агрегатах и оборудовании контрятся.
Гайки, болты и валики разъемных соединений можно контрить шплинтами, проволокой, самоконтрящимися гайками, контргайками, различными шайбами, булавками и т. п. При замене агрегата, трубопровода или де — * тали должна применяться та контровка, которая предусмотрена конструкцией. Замена одного вида контровки другим (например, использование одинарных контровочных шайб вместо сдвоенных или пружинных вместо пластинчатых и др.) не разрешается. Повторное использование контровочных деталей (шплинтов, проволоки, пластинчатых шайб и т. п.) также запрещается.
Ниже рассматриваются основные правила контровки гаек, болтов, валиков муфт и других деталей основных видов разъемных соединений.
Контровка пластинчатыми шайбами. При данной контровке соблюдаются следующие правила:
— перед окончательной затяжкой гайки выбирают зазор между шпилькой и внутренним диаметром пластинчатой шайбы со стороны, противоположной усику, загибаемому на фланец или корпус (рис. 4.9);
— усик, загибаемый на фланец или корпус, должен иметь упор в сторону отвертывания гайки и загнут до плотного прилегания (рис. 4.10);
— оба усика шайбы, контрящие гайку, загибаются после окончательной затяжки гайки на одну или две грани (рис. 4.11). .
Загибка усиков шайбы на угол гайки запрещается. Зазор между усиком шайбы и гранью гайки не допускается. После загибки усиков необходимо через лупу
Ч
Рис. 4.9. Схема установки пластинчатой
контровочной шайбы
проверить, нет ли трещин в местах изгиба усиков контровочной шайбы.
Пластинчатые шайбы имеют несколько разновидное стей.
Замковые шайбы (рис. 4.12, а и б). Замковыми шайбами связываются попарно две соседние гайки при помощи отогнутых вверх усиков, предотвращая тем самым их самоотвинчивание. Такой вид контровок широко применяется на реактивных двигателях.
Шайбы стопорения. Шайба стопорения с наружным носком, входящим в отверстие, высверленное в скрепляемой детали, показана на рис. 4.13. После затяжки гайки край шайбы подгибается к какой-либо грани гайки и тем самым предотвращается ее самоотвинчива-
ние. Применяются также стопорные шайбы с внутренним носком.
Накидные стопорные шайбы (рис. 4.14) надеваются на гайки и привертываются к деталям винтами.
Рис. 4.14. Контровка гаек при помощи накидных стопорных шайб
Отверстие детали имеет форму, позволяющую повертывать гайку на 30° вокруг оси и стопорить ее.
Контровка шплинтами. При контровке гаек шплинтами необходимо соблюдать следующие правила:
— шплинт после нормальной затяжки гайки должен проходить через прорези корончатой гайки (рис. 4.15). Отвертывание гайки для совмещения прорезей и отверстия под шплинт запрещается. Если при затяжке гайки
отверстие не совпадает с прорезями, то рекомендуется подобрать другую шайбу или гайку;
— шплинт ставят головкой только кверху; в этом случае при отламывании усика шплинт не выпадает;
— при загибке усиков шплинта на коронку гайки или шпильку выдерживается плавный переход с радиусом закругления не менее толщины шплинта.
Разведенные концы шплинта после отгибки должны плотно прилегать к гайке, а головка входить в ее прорезь (рис. 4.16). При контровке ответственных соедине-
Ний (управления самолетом, двигателем и агрегатами) усики шплинтов разводят в обе стороны и заправляют в коронки гайки (рис. 4.15). При контровке обычных соединений (менее ответстбенных узлов) усики шплинтов только разводят в обе стороны и плотно прижимают к граням гайки, болту или шпильке. Валики и пальцы контрят шплинтами с обязательной постановкой шайбы (рис. 4.17).
При контровке гаек и валиков пользуются шплинтами, размеры которых указаны в табл. 4.14 и 4.15.
• _____________________________ • # •
Таблица 4.14
Размеры шплинтов для контровки стандартных корончатых гаек
|
Контровка при помощи контргаек. Контргайка, как правило, соответствует размерам основной крепящей гайки. Она навертывается на болт (шпильку) после затяжки основной гайки (рис. 4.18) и прижимается к ней, создавая тем самым дополнительную силу трения в резьбе. Затягивается контргайка умеренно с таким усилием, чтобы она не воспринимала всей нагрузки затянутого соединения. Большую часть усилия затяжки должна воспринимать основная гайка. Недостатком контргаек является то, что они увеличивают габариты болтовых соединений и утяжеляют конструкцию, поэтому они мало применяются.
Контровка при помощи разрезных пружинных шайб. При контровке с помощью пружинных разрезных шайб гайку затягивают до тех пор, пока концы пружинной шайбы не сойдутся до одного уровня (рис. 4.19). Разрезная шайба своими усиками врезается в тело гайки и детали и тем самым препятствует самоотвинчНванию гайки. Шайбу, потерявшую упругость и имеющую надлом, вторично ставить не разрешается.
Контровка проволокой. Контровка гаек проволокой широко применяется в резьбовых соединениях трубопро-
йодов, главным образом в неподвижных. Для контровка проволокой в гранях гаек просверливаются специальные контровочные отверстия. Через эти отверстия пропускается проволока, затем она свивается и пропускается через
Рис. 4.19. Контровка гаек разрезными пружинными шайбами |
отверстие соседней гайки или отверстие, специально предназначенное на конструкции (рис. 4.20). Диаметр проволоки, применяемой для контровки, должен соответствовать диаметру отверстия. Оставлять длинные концы контровочной проволоки запрещается. Рис. 4.20. Схема контровки соединений проволокой (стрелками указано направление отвертывания гаек) |
Контровка гаек и болтов разъемных соединений проволокой должна выполняться в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации данного типа авиационной техники. Так, например, общая контровка болтов на фланце запрещается, если инструкцией предусмотрена контровка болтов попарно (рис. 4.21).
Тандерные соединения тросов контрятся таким образом, чтобы муфта не могла отворачиваться от натяжения троса (рис. 4.22). Тандеры контрятся мягкой проволокой.
В отдельных случаях гайки контрят кернением, расклепкой конца болта или приваркой гайки к болту. Такие соединения становятся неразъемными и применяются в
Рис. 4.21. Схема контровки болтов проволокой
соединениях, где не требуется подтяжка болтов в процессе эксплуатации.
Контровку кернением производят после затяжки гайки и запиловки конца болта так, чтобы он выступал из
гайки не более чем на 1 мм. Затем при помощи керна на торце болта около края гайки делается три — четыре керна, благодаря чему конец болта раздается и не позволяет гайке самоотвинчиваться.
Отметим, что во всех видах осмотров авиационной техники обязательно проверяется надежность разъемных соединений и контровки их деталей