Способы определения летчиком максимальной вертикальной перегрузки на вертолетах, не имеющих указателя перегрузки
Многие вертолеты не имеют указателя перегрузки, поэтому возникает необходимость в определении возможности выдерживания ограничения располагаемой или допустимой перегрузок по косвенным параметрам. При установившемся вираже перегрузка определяется углом крена, а при горке или выводе из пикирования о перегрузке можно судить по показаниям авиагоризонта. Они могут быть использованы дву-
Рис. 3.13. Изменение скорости тангажа u>z по времени при горке с разными «у тах: 1 ~ пуmax < "урасп! А? зап = 0,5 с; 2 — Путах = Пурасп! А/зап = 1 с; 3 — Пущах > ^ "у расп> Af > 1 с |
Рис. 3.14. Зависимость приращения угла тангажа Д #тах от максимальной перегрузки ".углах мя способами. В первом — ограничение по перегрузке заменяется ограничением величины увеличения угла тангажа Д#тах с максимальным темпом. Соотношение между Иущах и Д£тах показано на рис. 3.14. Например, при «утах = 1,8 на начальной скорости горки К0 = 200 км/ч угол тангажа можно увеличить не более чем на Д$тах = 30°, а на К0 = = 300 км/ч — 18°. Большее увеличение тангажа возможно только с малым темпом. Недостатком способа является необоснованно малая величина допустимых углов А& на скоростях V > 250 км/ч. Кроме того, возникает необходимость также ограничить углы пикирования вертолета, ^пик — ^г. п ^^шах"
Второй способ — ограничение темпа изменения угла тангажа. Например, при F0 = 300 км/ч и л^тах = 1,5 скорость тангажа не должна превышать 5°/с, а при nymSLX = 1»7 … 8°/с. В этом случае угол тангажа не ограничивается. По мнению многих летчиков и по результатам моделирования такой метод контроля «ymax возможен после некоторой тренировки. Представляется, что он должен использоваться и при наличии указателя перегрузки, так как в сложных полетных ситуациях летчику проще контролировать темп изменения тангажа, чем следить за показателями указателя перегрузки.