ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СРЕДСТВАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ. БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЛЕТА

Хотя автопилоты в современном их понимании используются на самолетах уже более полувека, широкая разработка и применение специальных средств обеспечения безопасности полета при их отка­зах начались около двадцати лет тому назад. К этому времени на самолетах преимущественное распространение получили электри­ческие и электрогидравлические автопилоты (БСАУ). Поэтому простейшей мерой обеспечения безопасности полета являлась ус­тановка кнопок отключения автопилота на штурвалах. До этого выключение автопилота осуществлялось выключателями на пульте управления или электрощитках, а потому требовало сравнительно более длительного времени.

Несколько позднее для обеспечения безопасности полета при отказах автопилота широкое распространение получили разнооб­разные устройства, ограничивающие углы отклонений рулей и элеронов при перемещении их рулевыми машинками. Благодаря этому ограничивается скорость отклонения самолета от исходного режима и увеличивается время, которым располагает летчик для выявления факта отказа и принятия мер по его нейтрализации. Вместе с тем внешние проявления отказа могут стать менее замет­ными, что может привести к увеличению времени восприятия tв.

В ряде случаев ограничение углов отклонения управляющих по­верхностей приводит к сужению области режимов полета, на кото­рых может использоваться автопилот. Чтобы избежать этого и од­новременно сохранить высокую степень безопасности полета при возникновении неисправностей в автопилоте, стали применять спе­циальные устройства, отключающие неисправный автопилот. Эти устройства получили название блоков контроля (блоков безопас­ности, систем контроля и т. п.). Блоки контроля бывают трех типов: реагирующие на достижение определенного значения контролируе­мого параметра; контролирующие сигналы в схеме автопилота;

эльзующие специальные тест-сигналы. В ряде случаев исполь — тся комбинированные блоки контроля.

Применение блоков контроля позволяет уменьшить потребное ja счет сокращения времени восприятия отказа tB и времени ысливания t0. Чаще всего блок контроля предназначается для точения неисправного канала автопилота с одновременной вы — ей светового или звукового сигналов. Однако в ряде случаев зывается достаточным сигнализировать экипажу о возникнове — неисправности, не отключая автопилот. Так имеет смысл посту — ь при контроле отказов, приводящих к относительно медленным лонениям от исходного режима полета, например, к медленным лонениям от заданной траектории полета.

Кроме того, при использовании блоков контроля увеличивается полагаемое время Гр, поскольку вмешательство летчика в уп — ление происходит при меньших отклонениях от исходного режи — чем это было бы при отсутствии таких блоков.

В последние годы разработаны системы автоматического управ — ия, в составе которых имеются два комплекта датчиков инфор — щи и вычислительных устройств. При этом появилась возмож — ть сравнивать между собой сигналы однотипных элементов, щышение величиной разности сигналов некоторого значения детельствует о наличии неисправности одного из элементов и бходимости отключения автопилота, поскольку в сдвоенной си­не не представляется возможным определить, в каком из двух ментов произошел отказ.

Применение трехканальных и двухканальных контролируемых тем позволяет при возникновении отказа выявить отказавший ;ал и отключить его. При появлении второго отказа происходит [ное отключение системы.

В последующих параграфах этой главы подробно рассматрива — :я средства обеспечения безопасности, применяемые в автопило — и бортовых системах автоматического управления, используе — х для захода на посадку.