Динамическая остойчивость
Динамическая остойчивость рассматривает работу сил, приложенных к кораблю во время его наклонения от внезапно приложенной силы, действующей сразу полной своей величиной в отличие от статической, когда действие силы нарастает постепенно, начиная от нуля и кончая полной своей величиной.
Предположим, что на корабль воздействует сила, момент которой относительно ЦТ корабля имеет конечную величину. Корабль будет наклоняться и приобретать угловую скорость вращения, которая будет увеличиваться до тех пор, пока кренящий момент не будет больше восстанавливающего. Когда величины моментов уравновесятся, корабль придет в положение статического равновесия с углом крена 03°, но все же, имея некоторую угловую скорость, он, перейдет положение равновесия и будет увеличивать угол крена. При угле крена, большем 03°, восстанавливающий момент станет больше кренящего, вследствие чего угловая скорость начнет уменьшаться п, наконец, обратится в ноль, при некотором угле крена 0Д, большем 03°.
Работа восстанавливающего момента поглотит живую силу (энергию), накопленную за первую половину размаха, и когда живая сила будет погашена, корабль начнет возвращаться в положение равновесия, а так как восстанавливающий момент больше кренящего, он снова начнет приобретать живую силу и снова перейдет положение статического равновесия при угле 02°.
Таким образом, корабль будет качаться около нового положения равновесия до тех пор, пока вследствие наличия сопротивления воды не остановится на угле 03°, до которого он отклонился бы под действием внешней силы, если бы она не была сразу приложена всей своей величиной, а нарастала постепенно (рис. 17).
Из изложенного видим, что при динамическом действии креняіцей силы приходится сравнивать не величины получающихся при этом моментов, а величины работ этих сил.
В теоретической механике доказывается, что работа пары сил равна произведению момента на угол поворота,
На диаграмме Рида постоянный кренящий момент можно изобразить прямой, параллельной оси абсцисс, с ординатой т, отложенной в масштабе восстанавливающих моментов (рис. 18).
В первый момент действия силы, т. е. на участке от 0° до 0Х°, получается избыток работы кренящего момента. Действительно, работа кренящего момента, приложенного сразу всей своей величиной, равна площади прямоугольника ОЛ£0Х (произведению величины момента т на угол поворота 0Х), а величина работы восстанавливающего момента равна площади фигуры О£0Х.
Получается избыток работы кренящего момента, равный площади фигуры ОАВ, за счет которой корабль при наклонении накопляет запас энергии (живую силу). Наклоняясь дальше, корабль уменьшает угловую скорость, расходуя накопленную
живую силу на преодоление работы восстанавливающего момента, и получает наибольший угол крена (б2°), когда израсходует весь запас живой силы. Очевидно, угол крена таков, что
площадь фигуры ВСЕ будет равна площади ОАВ. Действительно, при угле б2° работа кренящей пары равна площади прямоугольника АОЬ2Е, а работа восстанавливающей пары равна площади фигуры ОВСЬ2.
Отнимая от указанных площадей общую для них площадь ОВЕЬ2, получим, что для равнове — „ — „ . ■ . сия необходимо
Рие. 18. Диаграмма Рида динамической остойчивости пявоирфвп тптптття (.случай остойчивого корабля) Р — ^ ,т> Щ
‘ деи ОАВ и ВСЕ.
Отсюда видим, что при динамическом действии кренящей силы корабль наклоняется в первый момент на значительно больший угол, чем при статическом действии той же пары.
■ Из диаграммы видно, что для начальной части кривой, где она почти сливается с прямой, угол 62° больше угла Д°, так как кривая лежит ниже прямой ОК.
Если кренящая постоянная сила столь велика, что площадь ОАВ больше площади ВСЕ, то она при внезапном действии на корабль опрокинет его, так как нет такого угла, при котором вся живая сила, выражаемая площадью ОАВ, была бы поглощена во второй период избытком работы восстанавливающей пары (рис. 19).
Из сказанного видно, что динамическая и статическая остойчивости будут обеспечены тем больше, чем выше поднимается кривая моментов и чем большая площадь
заключается между осью абодисс и кривой. Эти же величины в свою очередь зависят от ширины корабля и высоты надводного борта. Чем выше надводный борт, тем на больший угол
можно статически накренить корабль, следовательно, тем дальше от оси абсцисс будет отстоять наивысшая точка кривой.
Чем шире корабль у ГВЛ, тем больше будут по численной величине плечи восстанавливающей пары, а следовательно, и моменты восстанавливающей пары, значит тем выше поднимается кривая над осью абсцисс.
Этим мы заканчиваем рассмотрение теории корабля, считая, что только в этой части она может быть использована при изучении теории гидросамолета. •
Глава П