МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО НОРМИРОВАНИЮ ТРУДА В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
На современном этапе экономического развития непрерывно растет значение транспорта в народном хозяйстве, растут масштабы использования авиационной техники в сфере обслуживания народного хозяйства, авиационный парк ежегодно пополняется сложной техникой различного назначения.
В этих условиях важным направлением работы но повышению эффективности производства является более рациональное использование трудовых ресурсов, снижение трудовых затрат главным образом за счет сокращения ручного труда, механизации вспомогательных работ.
Большая роль в решении этих задач принадлежит дальнейшему совершенствованию технического нормирования труда.
На необходимость совершенствования нормирования труда указывается в Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетпему плану развития народного хозяйства СССР. «Улучшить нормирование труда, шире внедрять научную организацию труда во все отрасли народного хозяйства, расширить применение технически обоснованных норм, с тем чтобы оплата труда каждого работника соответствовала бы его трудовому вкладу в общественное производство• [1].
В решениях сентябрьского Пленума ПК КПСС 1965 г., направленных на совершенствование планирования и экономического стимулирования промышленного производства, подчеркивалась возрастающая роль нормирования труда. В новых условиях хозяйствования вопросы создания системы научно обоснованных нормативов. необходимых для планирования и производства, приобретают первостепенное значение.
Большое внимание вопросам нормирования труда было уделено на Всесоюзном совещании по организации труда в июне 1967 г. В рекомендациях совещания указывалось, что совершенствование организации труда неразрывно связано е его нормированием, с необходимостью повышать научный уровень нормирования труда, шире внедрять в производство научную организацию труда (НОТ)
Методические положения но нормированию труда в гражданской авиации разработаны ЦНОТ и УП. Министерства гражданской авиации при участии РКИИ ГА.
Настоящие Методические положения обеспечивают методическое единство и разработке нормативных материалов на предприятиях гражданской — авиации.
Глава I написана Пасюрой Г. В., Беликовой II. В., Чернецкой Т. /’., канд. жон. наук Холмя нс кой О. И., Преображенской Г. Л!.; глава II канд. экой, наук Гут киной Г. Н, Члаидзе В. А., Чернецкой Т. Г.; глава III Преображен — ской Г. М.
Методическая номошь при разработке настоящих Положений оказана канд. течи наук Васильевым В. Ф.
Мстолнчсчкмс положения по нормированию труда в гражданской авиации
Редактор Л. А. Лапузо
Технический редактор А. Г. Юхимович
Корректор О. А. Мясникова
< дано в набор ‘J9.XI.74 г. Подписано к печати 20.03.75 г. Формат U0X90‘/ie-
Печ л 17.0 Уч.-нзд л. 16.85. Тираж 2000. Изд. Л? 1714. Зак. тип. Ля 253.
На современном этапе экономического развития непрерывно pm те г значение транспорта в народном хозяйстве, растут масштабы использования авиационном техники в сфере обслуживания народного хозяйства, авиационный парк ежегодно пополняется сложной техникой различного назначения.
В этих условиях важным направлением работы по повышению эффективности производства является более рациональное использование трудовых ресурсов, снижение трудовых затрат главным образом за счет сокращения ручного труда, механизации вспомогательных работ.
Большая роль в решении этих задач принадлежит дальнейшему совершенствованию технического нормирования труда.
На необходимость совершенствования нормирования труда указывается в Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР. «Улучшить нормирование труда, шире внедрять научную организацию труда во все отрасли народного хозяйства, расширить применение технически обоснованных норм, с тем чтобы оплата труда каждого работника соответствовала бы его трудовому вкладу в общественное производство»*.
В решениях сентябрьского Пленума ЦК КПСС 1065 г., направленных на совершенствование планирования и экономического стимулирования промышленного производства, подчеркивалась возрастающая ролі, нормирования труда. В новых условиях хозяйствования вопросы создания системы научно обоснованных нормативов. необходимых для планирования и производства, приобретают первостепенное значение.
Большое внимание вопросам нормирования труда было уделено па Бессоюзном совещании но организации труда в июне 1967 г. В рекомендациях совещания указывалось, что совершенствование организации труда неразрывно связано с его нормированием, с необходимостью повышать научный уровень нормирования труда, шире внедрять п производство научную организацию труда (НОТ).
* Директивы XXIV’ съезда КПСС по пятнлетнему плану развития народ мого хозяйства СССР на 1971—-1975 гг. М.. Политиздат, 1971. стр. 47.
Л
Совещание обратило внимание на недостатки в нормировании труда, в частности на то, что при разработке единых н типовых норм не проектируется соответствующая им научная организация труда. В рекомендациях совещания также подчеркивалось, что нормативы и нормы должны быть основаны на критическом анализе существующей организации производства и труда, предусматривать применение на предприятиях и стройках передовых методов и приемов труда, прогрессивных форм его разделения и кооперации, наиболее рациональную организацию и обслуживание рабочих мест.
Совещание указало на необходимость единства в нормировании груда во всех отраслях народного хозяйства.
В различных отраслях народного хозяйства имеются существенные различия в методическом подходе к решению основных вопросов нормирования, а также применяются различные термины при классификации затрат рабочего времени, определении количества необходимых замеров при проведении наблюдений и т. д. Это отрицательно влияет на качество норм, приводит к различной их напряженности даже на одинаковых работах, сдерживает внедрение НОТ.
Настоящие Положения по нормированию труда в гражданской авиации разработаны с учетом методических рекомендаций НИН труда и имеют целью обеспечить единый методический подход к проектированию нормативных материалов по труду с учетом специфических особенностей гражданской авиации.