МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО НОРМИРОВАНИЮ ТРУДА В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

На современном этапе экономического развития непрерывно растет значение транспорта в народном хозяйстве, растут масшта­бы использования авиационной техники в сфере обслуживания народного хозяйства, авиационный парк ежегодно пополняется сложной техникой различного назначения.

В этих условиях важным направлением работы но повышению эффективности производства является более рациональное исполь­зование трудовых ресурсов, снижение трудовых затрат главным образом за счет сокращения ручного труда, механизации вспомо­гательных работ.

Большая роль в решении этих задач принадлежит дальнейше­му совершенствованию технического нормирования труда.

На необходимость совершенствования нормирования труда ука­зывается в Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетпему плану развития народного хозяйства СССР. «Улучшить нормирование труда, шире внедрять научную организацию труда во все отрасли народного хозяйства, расширить применение технически обосно­ванных норм, с тем чтобы оплата труда каждого работника соот­ветствовала бы его трудовому вкладу в общественное производ­ство• [1].

В решениях сентябрьского Пленума ПК КПСС 1965 г., направ­ленных на совершенствование планирования и экономического сти­мулирования промышленного производства, подчеркивалась воз­растающая роль нормирования труда. В новых условиях хозяйст­вования вопросы создания системы научно обоснованных норма­тивов. необходимых для планирования и производства, приобрета­ют первостепенное значение.

Большое внимание вопросам нормирования труда было уделе­но на Всесоюзном совещании по организации труда в июне 1967 г. В рекомендациях совещания указывалось, что совершенствование организации труда неразрывно связано е его нормированием, с необходимостью повышать научный уровень нормирования труда, шире внедрять в производство научную организацию труда (НОТ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО НОРМИРОВАНИЮ ТРУДА В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИМетодические положения но нормированию труда в гражданской авиации разработаны ЦНОТ и УП. Министерства гражданской авиации при участии РКИИ ГА.

Настоящие Методические положения обеспечивают методическое единство и разработке нормативных материалов на предприятиях гражданской — авиации.

Глава I написана Пасюрой Г. В., Беликовой II. В., Чернецкой Т. /’., канд. жон. наук Холмя нс кой О. И., Преображенской Г. Л!.; глава II канд. экой, наук Гут киной Г. Н, Члаидзе В. А., Чернецкой Т. Г.; глава III Преображен — ской Г. М.

Методическая номошь при разработке настоящих Положений оказана канд. течи наук Васильевым В. Ф.

Мстолнчсчкмс положения по нормированию труда в гражданской авиации

Редактор Л. А. Лапузо
Технический редактор А. Г. Юхимович
Корректор О. А. Мясникова
< дано в набор ‘J9.XI.74 г. Подписано к печати 20.03.75 г. Формат U0X90‘/ie-
Печ л 17.0 Уч.-нзд л. 16.85. Тираж 2000. Изд. Л? 1714. Зак. тип. Ля 253.

На современном этапе экономического развития непрерывно pm те г значение транспорта в народном хозяйстве, растут масшта­бы использования авиационном техники в сфере обслуживания народного хозяйства, авиационный парк ежегодно пополняется сложной техникой различного назначения.

В этих условиях важным направлением работы по повышению эффективности производства является более рациональное исполь­зование трудовых ресурсов, снижение трудовых затрат главным образом за счет сокращения ручного труда, механизации вспомо­гательных работ.

Большая роль в решении этих задач принадлежит дальнейше­му совершенствованию технического нормирования труда.

На необходимость совершенствования нормирования труда ука­зывается в Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР. «Улучшить нормирование труда, шире внедрять научную организацию труда во все отрасли народного хозяйства, расширить применение технически обосно­ванных норм, с тем чтобы оплата труда каждого работника соот­ветствовала бы его трудовому вкладу в общественное производ­ство»*.

В решениях сентябрьского Пленума ЦК КПСС 1065 г., направ­ленных на совершенствование планирования и экономического сти­мулирования промышленного производства, подчеркивалась воз­растающая ролі, нормирования труда. В новых условиях хозяйст­вования вопросы создания системы научно обоснованных норма­тивов. необходимых для планирования и производства, приобрета­ют первостепенное значение.

Большое внимание вопросам нормирования труда было уделе­но па Бессоюзном совещании но организации труда в июне 1967 г. В рекомендациях совещания указывалось, что совершенствование организации труда неразрывно связано с его нормированием, с необходимостью повышать научный уровень нормирования труда, шире внедрять п производство научную организацию труда (НОТ).

* Директивы XXIV’ съезда КПСС по пятнлетнему плану развития народ мого хозяйства СССР на 1971—-1975 гг. М.. Политиздат, 1971. стр. 47.

Л

Совещание обратило внимание на недостатки в нормировании труда, в частности на то, что при разработке единых н типовых норм не проектируется соответствующая им научная организация труда. В рекомендациях совещания также подчеркивалось, что нормативы и нормы должны быть основаны на критическом ана­лизе существующей организации производства и труда, предусмат­ривать применение на предприятиях и стройках передовых методов и приемов труда, прогрессивных форм его разделения и коопера­ции, наиболее рациональную организацию и обслуживание рабо­чих мест.

Совещание указало на необходимость единства в нормировании груда во всех отраслях народного хозяйства.

В различных отраслях народного хозяйства имеются сущест­венные различия в методическом подходе к решению основных во­просов нормирования, а также применяются различные термины при классификации затрат рабочего времени, определении коли­чества необходимых замеров при проведении наблюдений и т. д. Это отрицательно влияет на качество норм, приводит к различной их напряженности даже на одинаковых работах, сдерживает вне­дрение НОТ.

Настоящие Положения по нормированию труда в гражданской авиации разработаны с учетом методических рекомендаций НИН труда и имеют целью обеспечить единый методический подход к проектированию нормативных материалов по труду с учетом специфических особенностей гражданской авиации.