. Минимальная эволютивная скорость при заходе и посадке: VMCL
“JAR/FAR 25.149 Минимальная эволютивная скорость
(f) VMCL, — минимальная эволютивная скорость захода на посадку со всеми работающими двигателями — это индикаторная земная скорость, на которой при внезапном отказе критически важного для продолжения полета двигателя сохраняется возможность управления самолетом с неработающим двигателем и выполнения прямолинейного полета с углом крена не более 5°. Vmcl должна устанавливаться при:
• Наиболее критической конфигурации самолета (или, по выбору пилота, любой конфигурации) для захода на посадку и посадки со всеми работающими двигателями;
• Наименее благоприятном положении центра тяжести;
• Триммере самолета, установленном для захода на посадку со всеми работающими двигателями;
• Наименее благоприятном весе или, по выбору пилота, функции веса;
• Режиме тяги работающих двигателей, установленном для ухода на второй круг.
(g) Для самолетов с тремя или более двигателями, VMcl-2, минимальная эволютивная скорость захода на посадку с одним неработающим критическим двигателем — это индикаторная земная скорость, на которой при внезапном отказе второго критически важного для продолжения двигателя сохраняется возможность управления самолетом с двумя неработающими двигателями и выполнения прямолинейного полета с углом крена не более 5 градусов. Vmcl-2 должна устанавливаться при [тех же условиях, что и Vmcl, за исключением того, что]/
• Самолет триммирован для захода на посадку с одним неработающим критическим двигателем;
• Установлен режим тяги работающего двигателя (двигателей), необходимой для выдерживания угла наклона глиссады захода на посадку 3 градуса с одним неработающим критически важным двигателем;
• Тяга работающего двигателя (двигателей) резко меняется сразу же после отказа второго критически важного двигателя с [прежней] тяги до/
— режима минимальной тяги [и затем до]
— режима тяги для ухода на второй круг
(h)
При скоростях Vmcl и Vmcl-2, … запас рулей по крену должен быть достаточным, чтобы отвернуть самолет от изначального состояния устойчивого прямолинейного полета путем создания угла крена 20 градусов на направление, необходимое для начала разворота в сторону от неработающего двигателя (двигателей) в течение не более 5 секунд”.
JAR 25.107 Подчасть B
“JAR/FAR 25.107 Взлетные скорости
(d) Vmu — это индикаторная земная скорость, на которой или выше которой самолет может безопасно оторваться от земли и продолжать взлет…”
В процессе демонстрационного испытательного полета, в режиме малой скорости (80-100 узлов) пилот отклоняет ручку управления на себя до предела аэродинамической эффективности рулевых поверхностей. Воздушное судно медленно поднимает нос до угла атаки, при котором достигается максимальный коэффициент подъемной силы, или, в отношении геометрически
ограниченных ВС, пока хвост не коснется ВПП (хвост защищен бобышкой). Далее угол тангажа сохраняется вплоть до отрыва (Рисунок B4).
В ходе летных испытаний должны определяться и подтверждаться две минимальные скорости отрыва:
— со всеми работающими двигателями: VMU (N)
. с одним неработающим двигателем: VMU (N-i)
В случае с одним неработающим двигателем VMU (N-1) должна обеспечивать безопасную боковую управляемость для предотвращения касания земли двигателем.
Таким образом :
Рисунок B4: Демонстрация Vmu (геометрически ограниченное ВС)