МАХОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ ЛОПАСТЕЙ
Шарнирное крепление лопасти к втулкам дает им возможность под действием аэродинамических и массовых сил совершать маховые движения. ‘В плоскости взмаха на лопасть действуют:
— подъемная сила Ул;
— сила тяжести Gn;
— центробежная сила Ецб.
Под действием суммы этих сил (рис. 1.15) лопасть поднимается над плоскостью вращения, образуя угол взмаха Рпзм — Наибольшее влияние на угол взмаха оказывают аэродинамический момент лопасти, частота вращения несущих винтов и скорость полета.
Рис. 1.15. Силы, действующие на лопасть в плоскости взмаха |
В режиме осевого обтекания несущих винтов мгновенная тяга лопасти и ее аэродинамический момент относи —
только ГШ не зависят от азимутального положения, т. е. н|>и неизменных шаге и частоте вращения несущих винтов угол взмаха лопасти остается постоянным. Все лопасти образуют с плоскостью вращения постоянный во всех азимутах угол ро, который в данном случае называется углом конусности несущего винта.
В режиме косого обтекания мгновенная тяга лопасти и ее аэродинамический момент зависят от угла азимутального положения. При движении лопасти к азимуту ф = 90° скорость обтекания в плоскости вращения и подъемная сила увеличиваются, лопасть получает дополнительную скорость взмаха (Увзм) вверх. Это приводит к уменьшению угла атаки и подъемной силы. При движении лопасти к азимуту if=270° скорость обтекания в плоскости вращения н подъемная сила будут минимальными, поэтому лопасть получит дополнительную скорость взмаха вниз. Это приведет к увеличению угла атаки и подъемной силы. Указанные обстоятельства ограничивают маховые движения лопастей, являясь аэродинамической компенсацией взмаха.
Учитывая, что при взмахе на лопасть действуют инерционные силы, максимальный и минимальный углы взмаха не будут совпадать с максимумом и минимумом подъемной силы, т. е. при прохождении азимута if=90° лопасть будет иметь максимальную скорость, но не максимальный угол взмаха. Аналогично в азимуте if = 270° лопасть имеет максимальную скорость взмаха вниз, но нс минимальный угол (рис. 1.16).
Маховые движения лопастей вызывают завалы конусов вращения ВНВ и ННВ, что увеличивает расход органов управления, а также может привести к опасному сближению лопастей верхнего и нижнего несущих винтов. В связи с этим, хотя маховые движения демпфируются за счет аэродинамической компенсации, вводится механический регулятор взмаха (рис. 1.17), который при взмахе лопасти вверх уменьшает ее установочный угол (что приводит к уменьшению подъемной силы и ограничению взмаха вверх), а при взмахе вниз, наоборот, увеличивает его. Степень действия регулятора взмаха определяется его характеристикой К, которая равна тангенсу угла регулятора взмаха:
Ygjiw |
где а — вынос поводка ОШ от оси ГШ;
Ъ — кинематический радиус поводка ОШ.
Величина характеристики регулятора взмаха (гг» = 36°, К=0,726) оказывает непосредственное влияние на сближение лопастей ВНВ и НЫВ в поступательном полете и выбирается таким образом, чтобы обеспечить достаточное расстояние при сближении лопастей на всех режимах полета.
Продольное и поперечное управление вертолетом осуществляется отклонением автоматов перекоса, что вызывает циклическое изменение углов установки лопастей и дополнительные маховые движения. Дополнительные маховые движения отстают от циклического изменения угла установки лопастей и регулятора взмаха приблизительно на 90°, а для винтов с регулятором взмаха — приблизительно на 90° — о». Поэтому управление на вертолете делается с опережением на угол Д a])yiip=610 и конструктивно достигается установкой двуплечих промежуточных качалок АВС (рис. 1.18) на ползушках ВНВ и ННВ.
При вращении и взмахе лопасть участвует в двух движениях: вращательном и поступательном. Это вызывает возникновение дополнительной кариолисовой силы, которая увеличивает (при увеличении угла взмаха) или умень-
Рис. 1.18. Схема регулятора шма — ха и его параметры |
шает (при уменьшении угла взмаха) скорость движения лопасти в плоскости вращения (рис. 1.19). Описанное явление основывается на законе сохранения энергии.
£ _ т ((оог0)2 т (а>,/-,)2 _ т _ с t
2 2 2
поэтому, если Г4<Г0<[Г2, ТО 0),>100>U)2.
Знакопеременное нагружение лопастей в плоскости вращения вызывает необходимость установки вертикальных шарниров.