Показатели надёжности работы лётного состава и системы «ЭВС»

Надёжность работы лётного состава в рамках эргономической системы «Э-ВС» определяется понятием надёжности оператора. в общем случае — это свойство безотказно выполнять заданные функции в течение определенного времени в заданных условиях.

К количественным показателям надежности системы относится вероятность безотказной работы ВС, частота отказов, интенсивность отказов и т. д (эти показатели рассматриваются при изучении курса «Эксплуатации авиационной техники».)

Влияние психологических факторов на надёжность работы оператора определяют такие показатели, как безопасность, своевременность, восстанавливаемость, готовность и психофизиологическая напряжённость.

Безопасность — свойство оператора сохранять работоспособность в течение определённого времени до совершения ошибки. (безошибочность действий)

n

Вероятностный показатель Рб = —

N

где n — число успешно выполненных действий N — общее число выполненных действий.

Своевременность действий оператора характеризуется вероятностью

nc

своевременного выполнения заданий, определяемым аналогично Рс =

N

Где nc — количество своевременного выполненных действий

Восстанавливаемость — свойство оператора к восстановлению работоспособности и сохранению выносливости определяется вероятностью исправления ошибки.

Рвосст = Рпр x Робн x Риспр

Где Рпн вероятность предоставления информации об изменении положения управляемого объекта.

Робн — вероятность обнаружения этого представления.

Риспр — вероятность исправления при повторном выполнении задания.

Готовность оператора определяется состоянием психологической готовности оператора к выполнению задания, хотя в данный момент этого не требуется. Она характеризуется коэффициентом готовности, определенным как вероятность его включения в работу в любой произвольный момент времени.

R= 1-(То/Т) где

То — время в течение, которого оператор отвлечён от функциональных обязанностей. Т= общее время выполнения функциональных обязанностей.

По психологической напряженности различают 3 уровня (вида) — умеренную,

повышенную и стрессовую.

Психофизиологическая напряжённость (пояснение)

Умеренная напряжённость-это нормальное состояние оператора в процессе функциональной деятельности в неусложнённых условиях. Она характеризуется нормальным самочувствием и уверенным выполнением действий.

Повышенная напряжённость вызывается усложнением обстановки, в которой происходит деятельность оператора (усложнение метеоусловий, дефицит времени и т. д.).

Повышенная напряжённость может явиться причиной снижения работоспособности, т. е снижения надёжности оператора.

Стресс- высшая степень напряжённости.

Возникает в чрезвычайных неблагоприятных условиях для деятельности оператора. Способствует дезорганизации работы, при которой совершаются грубые ошибки, резко сужается внимание.

Степень психофизиологической напряжённости зависит от индивидуальных особенностей личности к подготовленности оператора, т. е. имеет прямую связь с личностным фактором.

Т. е. надёжность оператора (экипажа) характеризуется как Рэ = Рб х Рв х Рвос х R а надёжность системы ЭВС как Рб. п. = Рэ х Рвс где — Рвс вероятность надёжной работы ВС.