КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ ВЕРТОЛЕТА
Транспортный вертолет Ми-4 включает в себя следующие основные элементы: фюзеляж с хвостовой и концевой балками, двигательную установку, несущий и хвостовой винты, трансмиссию, четырехколесное шасси, управление, аэронавигационное оборудование, радиооборудование, электрооборудование и общее оборудование. На фиг. 6 показан общий вид вертолета в трех проекциях, а па фиг. 7 дана его компоновочная схема.
ФЮЗЕЛЯЖ
Фюзеляж вертолета Ми-4 представляет собой клепаную цельнометаллическую конструкцию обтекаемой формы, состоящую из шпангоутов, стрингеров и металлической обшивки разной толщины.
■Конструктивно фюзеляж разделяется на основную часть фюзеляжа, хвостовую и концевую балки.
В соответствии с этим, фюзеляж имеет два конструктивных разъема. Первый разъем расположен сзади грузовой кабины и представляет собой соединение последнего’ шпангоута (№ 20) основной части фюзеляжа со шпангоутом № 1 хвостовой балки. Второй разъем расположен рядом с промежуточным редуктором трансмиссии и представляет собой соединение последнего шпангоута (№ 20) хвостовой балки со шпангоутом № 1 концевой балки.
К шпангоуту № 1 основной части фюзеляжа крепятся: рама двигателя с передними стойками шасси, маслорадиаторы маслосистемы двигателя и главного — редуктора и др.
Основная часть фюзеляжа разделяется на следующие отсеки: грузовую кабину, гондолу, кабину летчиков, отсек главного редуктора, отсек топливного бака и отсек радиооборудования.
Грузовая кабина занимает весь нижний отсек основной части фюзеляжа объемом ■—■ 16 м3 и заканчивается сзади загрузочными створками, которые в закрытом состоянии образуют задний обвод основной части фюзеляжа. Загрузочные створки сделаны во всю ширину грузовой кабины, что позволяет грузить в кабину крупногабаритные грузы-, а также некоторые типы автомобилей и мотоциклов. На правом и левом бортах основной части фюзеляжа расположены круглые окна, по три с каждой стороны, застекленные блистерами. В центре каждого’ блистера имеется отверстие, закрытое резиновой заглушкой. С левой стороны грузовой кабины расположена входная дверь. Грузовая кабина имеет жесткий грузовой пол, позволяющий загружать вертолет сосредоточенными грузами в соответствии с требованиями центровки.
И
Гондола размещена ниже пола грузовой кабины, в ее передней части. В полу гондолы имеется аварийный люк. В задней части гондолы установлены аккумуляторы и рамочная антенна радиокомпаса АРК-5.
Снаружи по обоим бортам основной части фюзеляжа на шпангоуте № 9 (силовом) расположены узлы крепления амортизационных стоек главного шасси.
Кабина летчиков (фиг. 8) расположена над грузовой кабиной в передней части фюзеляжа. Кабина имеет остекление в передней, верхней и боковых частях, а также две сдвигающиеся назад по направляющим двери, остекление которых выполнено в виде блистеров. Диаграмма об-
Фиг. 8. Общий вид кабины летчиков. |
зора из кабины с места левого летчика дана на фиг. 9. В аварийном случае обе двери могут быть сброшены для облегчения покидания вертолета обоими летчиками. У задней стенки кабины летчиков, справа по полету, имеется люк, сообщающий кабину летчиков с грузовой кабиной. Для удобства сообщения на борту грузовой кабины под люком установлена откидная лестница-стремянка. В кабине летчиков расположены два сиденья летчиков, ручки и педали двойного управления вертолетом.
Позади кабины летчиков расположен редукторный отсек, в котором на сварной редукторной раме установлен главный редуктор трансмиссии. Рама редуктора крепится четырьмя узлами к основной части фюзеляжа по шпангоутам № 6 и 9. В этом же отсеке установлены гидроусилители и другие агрегаты гидросистемы.
За редукторным отсеком размещен в специальном контейнере мягкий процентированный топливный бак. Доступ к топливному баку осуществляется через люк, расположенный над грузовыми створками. Через этот же люк осуществляется доступ к отсеку радиооборудования, расположенному в конце основной части фюзеляжа, переходящей в хвостовую балку.
В отсеке радиооборудования размещены: с правой стороны — агрегаты радиостанции РСИУ-3, радиовысотомера РВ-2 и кислородный баллон; с левой стороны — противопожарный баллон и баллон инертного газа. 12
Кроме того, рядом с контейнером топливного бака установлены бачок б противообледенителыгой жидкостью емкостью 28 л и агрегаты противо — О’б л еде н и тел ьн о й ей ст емы.
Хвостовая балка, выполненная в виде усеченного конуса, служит (совместно с концевой балкой) для выноса хвостового винта на необходимое расстояние от центра тяжести вертолета, обеспечивающее момент, равный реактивному моменту несущего винта. Конструктивно хвостовая балка представляет собой дуралюминовую клепаную конструкцию с работающей обшивкой. На конце хвостовой балки расположены управляемый стабилизатор и хвостовая опора.
К хвостовой балке крепится концевая балка с обтекателем, причем ось концевой балки составляет с осью хвостовой балки угол 43°05′. В начале концевой балки на специальном фланце установлен промежуточный редуктор. Концевая балка закапчивается фланцем, к которому крепится хвостовой редуктор трансмиссии.