ДРУГИЕ МЕТОДЫ ТАРИРОВКИ ПРИЕМНИКА ДАВЛЕНИЯ

Фотокино теодолитный и радиолокационный методы. В основе этих методов лежит та же идея, что и в методе мерной базы: самолет летит достаточно продолжительное время на установившемся режиме, причем сравниваются ско­рость по прибору и истинная скорость самолета относительно воздуха; разница заключается только в методах измерения по­следней.

При помощи методов, указанных в гл. XII, замеряются ко­ординаты самолета и строится длина пути S в функции времени; при прямолинейном установившемся полете этот график пред­ставится в виде прямой линии (фиг. 5.3). Наклон этой прямой и дает искомую скорость

ДРУГИЕ МЕТОДЫ ТАРИРОВКИ ПРИЕМНИКА ДАВЛЕНИЯ

Для исключения влияния ветра также производятся заходы туда и обратно.

і Наклон этой кривой всегда настолько мал, что сдвиг тарировочной точки на графике вправо или влево на +20—зо км/час не имеет значения. Поэтому скорости по оси абсцисс 1/Пр можно откладывать довольно грубо, пренебрегая инструментальной поправкой.

Дальнейшая обработка почти не отличается от обработки при методе мерной базы. Вычисляется индикаторная скорость V"* = V |/ Л. Замер давления и температуры производится либо на самом тарируемом самолете, либо на специальном самолете с эталонными приборами. Если полет производится на большой высоте, из величины Vi необходимо вычесть поправку на сжи­маемость 81/сж, чтобы получить земную индикаторную скорость, которую и сравнивают с показаниями приборов. Только этим и отличается обработка.

ДРУГИЕ МЕТОДЫ ТАРИРОВКИ ПРИЕМНИКА ДАВЛЕНИЯ

Фиг. 5.3. Диаграмма зависимости пути от времени на установившемся режиме, полученная при тарировке указателя скорости при помощи радиолокатора или фотокинотеодолитов.

Тарировка в полете строем. Для применения этого метода необходимо иметь эталонный самолет с таким же примерно диапазоном скоростей, как и у испытываемого само­лета. Аэродинамические поправки для эталонного самолета ДОЛЖНЫ быть ТОЧНО определены путем тщательной и НЄОДНО’ кратной тарировки любым другим методом. При тарировке строем оба самолета летят рядом на возможно более близком расстоянии, последовательно на нескольких скоростях. При этом записываются и сравниваются показания приборов (спидографов и барографов) обоих самолетов. Этот метод весьма удобен, но относительно менее точен, требует хорошей слаженности работы экипажей и наличия самолета-эталона. При обработке для боль­шей точности лучше при малых скоростях определять SVa (срав­нением показаний спидографов), а при больших скоростях определять Spa или SHa (сравнением показаний барографов).

Можно указать еще на один метод, который иногда упо­требляется при проведении исследовательских работ, связанных с точным измерением малых скоростей — метод аэролага[10] Аэролаг представляет собой хорошо обтекаемое тело вращения с мощными стабилизирующими поверхностями (фиг. 5.4). Он выпускается в полете под самолет при помощи троса и спе­циальной лебедки на достаточно большое расстояние, на котором можно пренебречь влиянием самолета на поток. Аэролаг кре­пится к тросу на такой подвеске, что он может свободно вра­щаться вокруг поперечной оси, проходящей через его центр тяжести, поэтому в полете под действием стабилизаторов он

ДРУГИЕ МЕТОДЫ ТАРИРОВКИ ПРИЕМНИКА ДАВЛЕНИЯ

всегда устанавливается так, что его продольная ось направлена параллельно скорости самолета относительно воздуха. Замеряя скорость аэролага (при помощи приемника давления или вер­тушки), получают истинную скорость, а сравнивая ее с показа­ниями прибора на самолете, определяют аэродинамическую по­правку.