МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОСИТЕЛЕЙ ОПАСНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Исходной методологической базой при рассмотрении авиационной безопасности как научной дисциплины является концепция деятельности [4].
Под деятельностью понимается специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру.
Всякая деятельность включает в себя цель, средство достижения цели, результат и собственно процесс деятельности.
Высшей формой деятельности является труд.
Анализ практической человеческой деятельности, включающей многообразие формы человеческой активности, приводит к индивидуальному заключению о потенциальной опасности любой деятельности.
Опасность может быть явной и потенциальной.
Явная опасность выражена условиями взаимодействия факторов угрозы, несущих в себе энергетические ресурсы.
Потенциальность опасности заключается в скрытом, неявном характере её проявления при определённых, нередко труднопредсказуемых условиях.
При несоответствии факторов опасности характеристикам человека и его подверженности к воздействию их появляется феномен опасности. Неоднородность системы «человек — среда» и подсистемы «человек — производство» — основа опасности.
Поэтому анализ этих систем основывается на выполнении детальной декомпозиции трудового процесса как основы любой формы человеческой деятельности. А это значит, что следует использовать методы определения носителей опасности, позволяющие наиболее полно выявить опасные и вредные факторы, распространённость их действия во времени и пространстве, их параметры, интенсивность и пр.
Опасность характеризуется двумя качественными признаками:
■ наличием явной угрозы при взаимодействии объекта или субъекта с фактором опасности;
■ изменением функциональных свойств жизнеопределяющих систем объекта или субъекта.
Так как авиационная безопасность представляет собой систему знаний, направленных на обеспечение безопасности в среде обитания человека, следовательно, достижение её цели возможно только в результате рассмотрения свойств системы.
Согласно общей теории систем система — это реальная или мыслимая совокупность частей, целостные свойства которой определяются взаимодействием между частями (элементами) таким образом, что достигается определенный результат, поставленная цель.
Систему могут характеризовать следующие свойства [5].
Адаптивность — стремление системы к состоянию устойчивого равновесия, которое предполагает адаптацию её параметров к изменяющимся параметрам внешней среды во времени.
Альтернативность путей функционирования и развития системы. Альтернативность автором Колычевой З. И. [6] рассматривается как способность допускать одну из двух или нескольких возможностей.
Интерактивность характеризуется тем, что между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества этой системы (новизну или эмерджентность). Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать.
Информативность и упорядоченность. Любая система, в том числе и по авиационной безопасности, способна существовать только в том случае, если она обеспечена структурированной информацией (Законы, нормативные документы, Кодексы, ГОСТы, технические регламенты и др.).
Коммуникативность — существование сложной системы коммуникаций со средой в виде иерархии.
Мультипликативность — позитивные и негативные эффекты функционирования компонентов в системе, обладающие свойством умножения, а не сложения.
Надёжность — функционирование системы при выходе из строя одной из её компонент при условии сохраняемости проектных значений параметров системы в течение запланированного периода.
Наследственность. Наследуются некоторые (как положительные, так и отрицательные) свойства предшествующей системы. Наследственность рассматривается как способность различных функционирующих систем передавать свои признаки и особенности развития новым системам.
Поведение — способность системы переходить из одного функционального состояния в другое.
Порядок. Характеризует организационную характеристику системы, который определяет её безопасность, т. е. свойство её надёжной защищённости.
Процесс. Представляет совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы с определённой целью.
Равновесие — характеризует сохраняемость системой своего поведения сколь угодно долго в отсутствии внешних отрицательных воздействий.
Развитие — способность системы изменять своё качество с течением времени.
Самоорганизация — процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия (изменение внешних условий может также быть стимулирующим воздействием).
Состояние (мгновенный срез, фотография, идентификация параметров состояния).
Устойчивость — свойство системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была выведена из него под воздействием внешних факторов.
Целенаправленность определяется правильной постановкой цели, для которой и создаётся система.
Эквифинальность — способность системы достигать состояний, не зависящих от исходных условий и определяющихся только параметрами самой системы.
Обычно для развития систем важны следующие законы:
Синергии. Характеризует прирост энергии в системе.
Самосохранения — стремление системы к продолжению существования.
Композиции. Способность системы к объединению.
Процессный подход по авиационной безопасности возможен при управлении системой на основе карты процессов и модели процесса.
Управление — функция системы, направленная на её выживание посредством координации, организации, упорядочения элементов как между собой внутри системы, так и с внешней средой.
Управленческая составляющая включает целый набор разнообразных умений, навыков, необходимых для реализации функций управления в масштабе макро — и микроуровня.
При внедрении процессного подхода решаются следующие задачи:
• Повышение управляемости авиационной безопасностью в любых организациях за счёт:
■ улучшения системы отчётности;
■ создания прозрачной системы управления;
■ ускорения процедур принятия управленческих решений.
• Снижение влияния человеческого фактора при управлении организацией и выполнении отдельных операций внутри системы.
• Уменьшение затрат при функционировании системы «Авиационная безопасность».
• Улучшение состояния информационной среды в системе авиационной безопасности.
Законы функционирования системы отражают объективно существующие, повторяющиеся взаимосвязи отдельных элементов в процессе управления системой.
В соответствии с системным и ситуационным подходом в теории управления управление авиационной безопасностью представляет собой совокупность управляющих воздействий, направленных на нейтрализацию разрушительных факторов, на основе информации о состоянии управляемого объекта (авиационной безопасности) и факторов внешней среды.
Теория систем объясняет возникновение механизма управления любой системой диалектическим характером двух тенденций её существования: функционированием и развитием.
Функционирование — это поддержание жизнедеятельности системы, сохранение её функций, определяющих целостность, качественную определённость, сущностные характеристики. Функционирование не только сдерживает развитие, но и является его питательной средой (диалектический принцип борьбы единства и противоположности).
Развитие — это приобретение нового качества, укрепляющего авиационную безопасность организации в условиях изменяющейся как внутренней, так и внешней среды. Развитие, разрушая многие процессы функционирования, в то же время создаёт условия для его более устойчивого осуществления.
В теории систем доказано, что процессы управления системой препятствуют её деградации, дают возможность достичь равновесия между системой и средой, благодаря которому система в течение некоторого интервала времени либо остаётся относительно неизменной, либо испытывает лишь обратимые изменения. Это означает, что система может нормально функционировать и при этом не нарушается её целостность [7J.
Внутренняя безопасность представляет собой характеристику целостности системы и описывает способность системы поддерживать своё нормальное функционирование во внешней среде (рисунок 1.1).
Рисунок 1. Взаимодействие элементов системы |
Способность системы устойчиво функционировать во внешней среде обеспечивается:
■ структурой системы;
■ системообразующим элементом;
■ элементом системы;
■ границами системы.
Структура системы — состав и способ взаимодействия её элементов.
Системообразующий элемент — элемент системы, от которого в решающей степени зависит функционирование всех остальных элементов и безопасная и надёжная жизнеспособность системы в целом.
Элемент системы — часть системы, условно не расчленяемая на составные части.
Границы системы — это разного рода материальные и нематериальные ограничители, отделяющие систему от внешней среды.
Внешняя среда — всё, что не входит в состав системы, но оказывает воздействие на её функционирование.
Организационная система в динамике представляется в качестве трёх процессов: «вход», «процесс», «выход». Взаимодействие их даёт цикл событий, характеризующий её открытость.
При системном подходе большое значение приобретает изучение характеристик авиационной безопасности по условию характеристик «входа», «процесса» («преобразования») и «выхода». При системном подходе сначала исследуются параметры «выхода» в виде целевой задачи. Затем определяются параметры «входа» — исследуется потребность в ресурсах (материальных, финансовых, трудовых, информационных и др.), формирующих внутреннюю среду организации.
Внутренняя среда организации — часть общей среды, находящаяся в рамках организации: человеческие ресурсы, технические ресурсы, коммерческие ресурсы, финансовые ресурсы.
Для системы характерно многообразие связей, начиная от спонтанных, случайных, с их большой свободой выбора режима функционирования, до самых жёстких причинно — следственных.
Определяющими признаками системы также являются:
1. Целостность и членимость.
2. Иерархичность элементов, формирующих структуру системы.
3. Объединение компонентов единой целью — обеспечение надёжной защищённости человека в среде обитания (производственной и непроизводственной).
4. Взаимосвязанность элементов системы, характеризующихся одно — или многозвенной связью.
5. Наличие обратной связи, позволяющей менять системе свои функциональные свойства в зависимости от воздействия факторов внешней среды.
6. Функциональность.
7. Новизна (эмерджентность).
8. Минимизация.
Целостность характеризует объединение взаимодействующих друг с другом компонентов (элементов или структур) системы единой целью. Отметим, что элементы (структуры) существуют лишь в системе. Вне системы они являются лишь объектами, обладающими потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми (например, самолёт и автозаправщик).
Иерархичность определяет подчинённость элементов в соответствии с уровнями сформированной системы. Иерархичность необходима для управления авиационной безопасностью, в том числе и при авиаперевозках.
Взаимосвязь в системе существует на основе одно — или многозвенных существенных связях между её элементами, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные её качества (новизну).
Обратная связь позволяет менять системе свои функциональные свойства в зависимости от воздействия факторов внутренней и внешней среды.
Взаимосвязь и обратная связь функционируют в соответствии с принципом связанности, который заключается в выявлении сильно — и слабосвязанных элементов системы.
Функциональность формирует собственную цель функционирования системы, которая достигается совокупностью целей каждого элемента нижестоящего уровня согласно иерархичности. Это означает, что выделенные при декомпозиции элементы разработанной системы являются обособленными.
Новизна (выражает интегративные качества системы) или эмерджентность позволяет создавать новые структуры и связи, формирующие управляемость и самоорганизацию. Это выполняется за счёт:
■ наличия у системы особых свойств, не присущих её подсистемам или элементам в отдельности;
■ возникновения совершенно новых свойств, при взаимодействии двух или нескольких элементов или компонентов, или явлений, не являющихся простой суммой исходных данных.
Новизна системы определяет также её адаптационные свойства к изменяющимся воздействиям факторов внутренней и внешней среды.
Минимизация представляет достижение минимума уровней декомпозиции, что ведёт к сокращению размерности задач унификации отдельных составляющих в системе авиационной безопасности.
Одним из важных условий стабильного функционирования системы является закон поведения системы, характеризующий зависимость выходной величины от входной величины.
Основываясь на системном подходе, авиационная безопасность включает в себя следующие подсистемы (элементы):
1. Область права.
2. Безопасность полётов.
3. Безопасность предполётная, касающаяся лиц, обслуживающих летательный аппарат.
4. Безопасность эксплуатационная.
5. Безопасность погрузочно-разгрузочных работ.
6. Безопасность информационная.
7. Безопасность экономическая.
8. Безопасность экологическая.
9. Безопасность производственная.
10. Безопасность промышленная.
11. Безопасность в условиях террористических актов, аварий, катастроф и ликвидации их последствий.