МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОСИТЕЛЕЙ ОПАСНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исходной методологической базой при рассмотрении авиацион­ной безопасности как научной дисциплины является концепция дея­тельности [4].

Под деятельностью понимается специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру.

Всякая деятельность включает в себя цель, средство достижения цели, результат и собственно процесс деятельности.

Высшей формой деятельности является труд.

Анализ практической человеческой деятельности, включающей многообразие формы человеческой активности, приводит к индиви­дуальному заключению о потенциальной опасности любой деятель­ности.

Опасность может быть явной и потенциальной.

Явная опасность выражена условиями взаимодействия факто­ров угрозы, несущих в себе энергетические ресурсы.

Потенциальность опасности заключается в скрытом, неявном характере её проявления при определённых, нередко труднопредска­зуемых условиях.

При несоответствии факторов опасности характеристикам чело­века и его подверженности к воздействию их появляется феномен опасности. Неоднородность системы «человек — среда» и подсисте­мы «человек — производство» — основа опасности.

Поэтому анализ этих систем основывается на выполнении де­тальной декомпозиции трудового процесса как основы любой фор­мы человеческой деятельности. А это значит, что следует использо­вать методы определения носителей опасности, позволяющие наи­более полно выявить опасные и вредные факторы, распространён­ность их действия во времени и пространстве, их параметры, интенсивность и пр.

Опасность характеризуется двумя качественными признаками:

■ наличием явной угрозы при взаимодействии объекта или субъекта с фактором опасности;

■ изменением функциональных свойств жизнеопределяющих систем объекта или субъекта.

Так как авиационная безопасность представляет собой систему знаний, направленных на обеспечение безопасности в среде обита­ния человека, следовательно, достижение её цели возможно только в результате рассмотрения свойств системы.

Согласно общей теории систем система — это реальная или мыс­лимая совокупность частей, целостные свойства которой определя­ются взаимодействием между частями (элементами) таким образом, что достигается определенный результат, поставленная цель.

Систему могут характеризовать следующие свойства [5].

Адаптивность — стремление системы к состоянию устойчивого равновесия, которое предполагает адаптацию её параметров к изме­няющимся параметрам внешней среды во времени.

Альтернативность путей функционирования и развития систе­мы. Альтернативность автором Колычевой З. И. [6] рассматривается как способность допускать одну из двух или нескольких возможно­стей.

Интерактивность характеризуется тем, что между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономерной не­обходимостью определяют интегративные качества этой системы (новизну или эмерджентность). Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать.

Информативность и упорядоченность. Любая система, в том числе и по авиационной безопасности, способна существовать толь­ко в том случае, если она обеспечена структурированной информа­цией (Законы, нормативные документы, Кодексы, ГОСТы, техниче­ские регламенты и др.).

Коммуникативность — существование сложной системы ком­муникаций со средой в виде иерархии.

Мультипликативность — позитивные и негативные эффекты функционирования компонентов в системе, обладающие свойством умножения, а не сложения.

Надёжность — функционирование системы при выходе из строя одной из её компонент при условии сохраняемости проектных зна­чений параметров системы в течение запланированного периода.

Наследственность. Наследуются некоторые (как положитель­ные, так и отрицательные) свойства предшествующей системы. На­следственность рассматривается как способность различных функ­ционирующих систем передавать свои признаки и особенности развития новым системам.

Поведение — способность системы переходить из одного функ­ционального состояния в другое.

Порядок. Характеризует организационную характеристику сис­темы, который определяет её безопасность, т. е. свойство её надёж­ной защищённости.

Процесс. Представляет совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы с определённой целью.

Равновесие — характеризует сохраняемость системой своего по­ведения сколь угодно долго в отсутствии внешних отрицательных воздействий.

Развитие — способность системы изменять своё качество с тече­нием времени.

Самоорганизация — процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специ­фического воздействия (изменение внешних условий может также быть стимулирующим воздействием).

Состояние (мгновенный срез, фотография, идентификация па­раметров состояния).

Устойчивость — свойство системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была выведена из него под воздейст­вием внешних факторов.

Целенаправленность определяется правильной постановкой цели, для которой и создаётся система.

Эквифинальность — способность системы достигать состояний, не зависящих от исходных условий и определяющихся только пара­метрами самой системы.

Обычно для развития систем важны следующие законы:

Синергии. Характеризует прирост энергии в системе.

Самосохранения — стремление системы к продолжению суще­ствования.

Композиции. Способность системы к объединению.

Процессный подход по авиационной безопасности возможен при управлении системой на основе карты процессов и модели процесса.

Управление — функция системы, направленная на её выживание посредством координации, организации, упорядочения элементов как между собой внутри системы, так и с внешней средой.

Управленческая составляющая включает целый набор разнооб­разных умений, навыков, необходимых для реализации функций управления в масштабе макро — и микроуровня.

При внедрении процессного подхода решаются следующие зада­чи:

• Повышение управляемости авиационной безопасностью в любых организациях за счёт:

■ улучшения системы отчётности;

■ создания прозрачной системы управления;

■ ускорения процедур принятия управленческих решений.

• Снижение влияния человеческого фактора при управлении организацией и выполнении отдельных операций внутри системы.

• Уменьшение затрат при функционировании системы «Авиа­ционная безопасность».

• Улучшение состояния информационной среды в системе авиационной безопасности.

Законы функционирования системы отражают объективно суще­ствующие, повторяющиеся взаимосвязи отдельных элементов в процессе управления системой.

В соответствии с системным и ситуационным подходом в теории управления управление авиационной безопасностью представляет собой совокупность управляющих воздействий, направленных на нейтрализацию разрушительных факторов, на основе информации о состоянии управляемого объекта (авиационной безопасности) и факторов внешней среды.

Теория систем объясняет возникновение механизма управления любой системой диалектическим характером двух тенденций её су­ществования: функционированием и развитием.

Функционирование — это поддержание жизнедеятельности сис­темы, сохранение её функций, определяющих целостность, качест­венную определённость, сущностные характеристики. Функциони­рование не только сдерживает развитие, но и является его питатель­ной средой (диалектический принцип борьбы единства и противо­положности).

Развитие — это приобретение нового качества, укрепляющего авиационную безопасность организации в условиях изменяющейся как внутренней, так и внешней среды. Развитие, разрушая многие процессы функционирования, в то же время создаёт условия для его более устойчивого осуществления.

В теории систем доказано, что процессы управления системой препятствуют её деградации, дают возможность достичь равновесия между системой и средой, благодаря которому система в течение некоторого интервала времени либо остаётся относительно неиз­менной, либо испытывает лишь обратимые изменения. Это означает, что система может нормально функционировать и при этом не на­рушается её целостность [7J.

Внутренняя безопасность представляет собой характеристику це­лостности системы и описывает способность системы поддерживать своё нормальное функционирование во внешней среде (рисунок 1.1).

МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОСИТЕЛЕЙ ОПАСНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рисунок 1. Взаимодействие элементов системы

Способность системы устойчиво функционировать во внешней среде обеспечивается:

■ структурой системы;

■ системообразующим элементом;

■ элементом системы;

■ границами системы.

Структура системы — состав и способ взаимодействия её эле­ментов.

Системообразующий элемент — элемент системы, от которого в решающей степени зависит функционирование всех остальных эле­ментов и безопасная и надёжная жизнеспособность системы в це­лом.

Элемент системы — часть системы, условно не расчленяемая на составные части.

Границы системы — это разного рода материальные и немате­риальные ограничители, отделяющие систему от внешней среды.

Внешняя среда — всё, что не входит в состав системы, но оказы­вает воздействие на её функционирование.

Организационная система в динамике представляется в качестве трёх процессов: «вход», «процесс», «выход». Взаимодействие их даёт цикл событий, характеризующий её открытость.

При системном подходе большое значение приобретает изучение характеристик авиационной безопасности по условию характери­стик «входа», «процесса» («преобразования») и «выхода». При сис­темном подходе сначала исследуются параметры «выхода» в виде целевой задачи. Затем определяются параметры «входа» — исследу­ется потребность в ресурсах (материальных, финансовых, трудовых, информационных и др.), формирующих внутреннюю среду органи­зации.

Внутренняя среда организации — часть общей среды, находя­щаяся в рамках организации: человеческие ресурсы, технические ресурсы, коммерческие ресурсы, финансовые ресурсы.

Для системы характерно многообразие связей, начиная от спон­танных, случайных, с их большой свободой выбора режима функ­ционирования, до самых жёстких причинно — следственных.

Определяющими признаками системы также являются:

1. Целостность и членимость.

2. Иерархичность элементов, формирующих структуру систе­мы.

3. Объединение компонентов единой целью — обеспечение на­дёжной защищённости человека в среде обитания (производствен­ной и непроизводственной).

4. Взаимосвязанность элементов системы, характеризующихся одно — или многозвенной связью.

5. Наличие обратной связи, позволяющей менять системе свои функциональные свойства в зависимости от воздействия факторов внешней среды.

6. Функциональность.

7. Новизна (эмерджентность).

8. Минимизация.

Целостность характеризует объединение взаимодействующих друг с другом компонентов (элементов или структур) системы еди­ной целью. Отметим, что элементы (структуры) существуют лишь в системе. Вне системы они являются лишь объектами, обладающими потенциальной способностью образования системы. Элементы сис­темы могут быть разнокачественными, но одновременно совмести­мыми (например, самолёт и автозаправщик).

Иерархичность определяет подчинённость элементов в соответ­ствии с уровнями сформированной системы. Иерархичность необ­ходима для управления авиационной безопасностью, в том числе и при авиаперевозках.

Взаимосвязь в системе существует на основе одно — или много­звенных существенных связях между её элементами, которые с за­кономерной необходимостью определяют интегративные её качест­ва (новизну).

Обратная связь позволяет менять системе свои функциональ­ные свойства в зависимости от воздействия факторов внутренней и внешней среды.

Взаимосвязь и обратная связь функционируют в соответствии с принципом связанности, который заключается в выявлении сильно — и слабосвязанных элементов системы.

Функциональность формирует собственную цель функциони­рования системы, которая достигается совокупностью целей каждо­го элемента нижестоящего уровня согласно иерархичности. Это оз­начает, что выделенные при декомпозиции элементы разработанной системы являются обособленными.

Новизна (выражает интегративные качества системы) или эмерджентность позволяет создавать новые структуры и связи, фор­мирующие управляемость и самоорганизацию. Это выполняется за счёт:

■ наличия у системы особых свойств, не присущих её под­системам или элементам в отдельности;

■ возникновения совершенно новых свойств, при взаимодей­ствии двух или нескольких элементов или компонентов, или явле­ний, не являющихся простой суммой исходных данных.

Новизна системы определяет также её адаптационные свойства к изменяющимся воздействиям факторов внутренней и внешней сре­ды.

Минимизация представляет достижение минимума уровней де­композиции, что ведёт к сокращению размерности задач унифика­ции отдельных составляющих в системе авиационной безопасности.

Одним из важных условий стабильного функционирования сис­темы является закон поведения системы, характеризующий зависи­мость выходной величины от входной величины.

Основываясь на системном подходе, авиационная безопасность включает в себя следующие подсистемы (элементы):

1. Область права.

2. Безопасность полётов.

3. Безопасность предполётная, касающаяся лиц, обслуживаю­щих летательный аппарат.

4. Безопасность эксплуатационная.

5. Безопасность погрузочно-разгрузочных работ.

6. Безопасность информационная.

7. Безопасность экономическая.

8. Безопасность экологическая.

9. Безопасность производственная.

10. Безопасность промышленная.

11. Безопасность в условиях террористических актов, аварий, катастроф и ликвидации их последствий.