СБЛИЖЕНИЕ ЛОПАСТЕЙ
Маховые движения лопастей и завалы конусов вращения винтов определяются изменением угла взмаха лопасти (3 за один оборот несущих винтов. На рис. 1.20 представ-
Рис. 1.20. Изменение углов взмаха ВНВ и ННВ по азимуту |
лены величины взмаха концов лопастей от плоскости отсчета в функции азимута ННВ (фи) Для минимальной и максимальной скоростей установившегося горизонтального полета. Из рисунка видно, что на малых скоростях полета (|х= 0,062) максимальный угол взмаха ВНВ находится в азимуте — ф^ 120°, а ННВ — в азимуте фг«210о, т. е. конус ВНВ завален назад и влево, а конус ННВ — назад и вправо. На скоростях полета, близких к максимальным (р — 0,359), наибольший угол взмаха лопастей BIIB имеет место в азимуте т])«260°, а ННВ — в азимуте ф«110°, т. е. в этом случае конус ВНВ завален назад и вправо, а ННВ — назад и влево.
Таким образом, на малых скоростях полета наибольшее сближение лопастей ВНВ и ННВ имеет место слева по полету. При увеличении скорости сближение смещается по азимуту и на скоростях, близких к максимальным, имеет место справа по полету.
Конструкция соосных винтов имеет ту особенность, что лопасти BHIB могут проходить над лопастями ННВ лишь в строго определенных шести точках азимутального положения. Азимуты встреч зависят от отсчитываемого по ходу часовой стрелки угла сдвига фаз между несущими винтами, т. е. от угла между осью лопасти одного из винтов,
Рис. 1.21. Азимуты встреч лопастей ВНВ и ННВ |
находящейся в азимуте ‘$=0, и осью близлежащей лопасти другого винта. Для угла сдвига фаз Дф=25° азимуты встреч лопастей показаны на рис. 1.21. Следовательно, на малых скоростях полета максимальное сближение будет в азимутах ф=227,5° и ф = 287,50, а на максимальной скорости— в азимуте ф= 107,5° (отсчет по ННВ).
Опыт летных испытаний соосных вертолетов показывает, что основными факторами, влияющими на сближение концов лопастей, являются скорость полета, режим полета (торможение, разгон и т. п.), резкое перемещение (дача) ручки ППУ, положение педалей. Сближение лопастей при различных маневрах вертолета определяется соответствующими сочетаниями перечисленных факторов, но действие их не зависит одно от другого. Наиболее неблагоприятным сочетанием оказалось следующее:
— энергичное торможение со скорости 130—140 км/ч;
— перемещение правой педали вперед до упора;
— взятие ручки ППУ на себя на 2/3 хода.
Расстояние между концами лопастей в этом случае в
азимутах 227,5 и 287,5° оказывается равным (440± ±240) мм, т. е. гарантированный запас по сближению составляет около 13% от расстояния между втулками несущих винтов.
Для обеспечения полученных в испытаниях запасов по сближению лопастей при регулировке управления (устранении разворота на внеении) необходимо следить, чтобы балансировочное положение педалей на режиме висения в штиль было равно Он — +5 мм, т. е. не должно быть отклонения левой педали вперед.