СБЛИЖЕНИЕ ЛОПАСТЕЙ

Маховые движения лопастей и завалы конусов враще­ния винтов определяются изменением угла взмаха лопасти (3 за один оборот несущих винтов. На рис. 1.20 представ-

Рис. 1.20. Изменение углов взмаха ВНВ и ННВ по азимуту

лены величины взмаха концов лопастей от плоскости от­счета в функции азимута ННВ (фи) Для минимальной и максимальной скоростей установившегося горизонтального полета. Из рисунка видно, что на малых скоростях полета (|х= 0,062) максимальный угол взмаха ВНВ находится в азимуте — ф^ 120°, а ННВ — в азимуте фг«210о, т. е. ко­нус ВНВ завален назад и влево, а конус ННВ — назад и вправо. На скоростях полета, близких к максимальным (р — 0,359), наибольший угол взмаха лопастей BIIB имеет место в азимуте т])«260°, а ННВ — в азимуте ф«110°, т. е. в этом случае конус ВНВ завален назад и вправо, а ННВ — назад и влево.

Таким образом, на малых скоростях полета наиболь­шее сближение лопастей ВНВ и ННВ имеет место слева по полету. При увеличении скорости сближение смещается по азимуту и на скоростях, близких к максимальным, име­ет место справа по полету.

Конструкция соосных винтов имеет ту особенность, что лопасти BHIB могут проходить над лопастями ННВ лишь в строго определенных шести точках азимутального поло­жения. Азимуты встреч зависят от отсчитываемого по хо­ду часовой стрелки угла сдвига фаз между несущими вин­тами, т. е. от угла между осью лопасти одного из винтов,

Рис. 1.21. Азимуты встреч лопастей ВНВ и ННВ

находящейся в азимуте ‘$=0, и осью близлежащей лопа­сти другого винта. Для угла сдвига фаз Дф=25° азимуты встреч лопастей показаны на рис. 1.21. Следовательно, на малых скоростях полета максимальное сближение будет в азимутах ф=227,5° и ф = 287,50, а на максимальной ско­рости— в азимуте ф= 107,5° (отсчет по ННВ).

Опыт летных испытаний соосных вертолетов показыва­ет, что основными факторами, влияющими на сближение концов лопастей, являются скорость полета, режим полета (торможение, разгон и т. п.), резкое перемещение (дача) ручки ППУ, положение педалей. Сближение лопастей при различных маневрах вертолета определяется соответству­ющими сочетаниями перечисленных факторов, но действие их не зависит одно от другого. Наиболее неблагоприятным сочетанием оказалось следующее:

— энергичное торможение со скорости 130—140 км/ч;

— перемещение правой педали вперед до упора;

— взятие ручки ППУ на себя на 2/3 хода.

Расстояние между концами лопастей в этом случае в

азимутах 227,5 и 287,5° оказывается равным (440± ±240) мм, т. е. гарантированный запас по сближению со­ставляет около 13% от расстояния между втулками несу­щих винтов.

Для обеспечения полученных в испытаниях запасов по сближению лопастей при регулировке управления (устра­нении разворота на внеении) необходимо следить, чтобы балансировочное положение педалей на режиме висения в штиль было равно Он — +5 мм, т. е. не должно быть откло­нения левой педали вперед.