МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
В последние годы партия и правительство приняли ряд мёр’ по повышению безопасности полетов (БП) в гражданской авиации (ГА), которые явились программой практических дейст’вйй,’ направленных на обеспечение безаварийной работы, для всех организаций и учреждений, занимающихся проектированием, изготовлением и эксплуатацией воздушных судов (ВС). Одна ко итоги работы ГА в настоящее’время показывают, что требования партии и правительства по обеспечению БП были выполнены не полностью.
Важное место в достижении высокого уровня БП занимают технические средства и методы, применяемые как на борту ВС, так и при обеспечении полетов наземными службами. Имеющаяся литература по этой теме недостаточно полно и систематизи — рованно освещает вопросы разработки и оценки эффективности этих средств и методов. Основная цель этой книги — помочь специалистам, работающим в области БП на всех этапах создания и эксплуатации ВС, в разработке программы обеспечения БП с привлечением современных математических методов, применяемых в теории вероятности, математической статистике.
При анализе методов и средств обеспечения БП использован системный подход. Рассмотрены основные модели надежности применительно к системам самолета, конструкциям планера и двигателя, дана оценка влияния надежности этих систем на БП. Показано, что математические модели позволяют достаточно быстро получать результаты при изменении данных в широких пределах. При рассмотрении проблем обеспечения БП преимущества методов моделирования проявляются особенно наглядно, так как они позволяют проводить исследования по всему спектру особых ситуаций, встречающихся в реальных условиях. Впервые рассмотрены методы обеспечения БП парка ВС с большим налетом часов, приведена методика построения программы их технического обслуживания. При создании нового ВС всегда важно определить возможность использования технических средств обеспечения БП. В книге рассмотрена классификация этих средств, даны практические рекомендации по их выбору, обоснованию и использованию, предложена методика оценки эффективности их применения и дан обзор перспективных средств и методов.
Материал изложен таким образом, что позволяет рассмотреть проблему БП на различных уровнях — от безопасности парка самолетов до требований к отдельным конструктивным
решениям агрегатов. Раздельное рассмотрение требований на этапах проектирования и эксплуатации в рамках единой комплексной программы позволяет точнее выбрать методы обеспечения этих требований.
На практике конструкторы и инженеры-эксплуатационники, для которых и предназначена эта книга, всегда достаточно грамотно используют априорные сведения о надежности конструкции, но с определенной долей недоверия относятся к идеям прогноза и оптимизации уровня БП нового ВС. В данной книге показаны преимущества многокритериальных методов оптимизации, приведены связанные с этим практические задачи, рассмотрены различные компромиссы, на которые вынуждены идти разработчик и заказчик авиационной техники. Книга может быть полезна также авиационным специалистам, работающим в области надежности, диагностики, разработки программ и методов технического обслуживания ВС.