ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА В ПОЛЕТЕ
Каков бы ни был прибор, измеряющий температуру воздуха (термометр с шариком, термопара), в нем имеется некоторое тело, обтекаемое потоком воздуха и предназначенное для восприятия его температуры. В сжимаемом газе* вследствие адиабатического разогрева его, а также трения, температура на поверхности тела в каждой точке вообще различна и изменяется в зависимости от скорости по уравнению теплосодержания (4.4):
Ср 2g Н ср 2g
В частности, в критической точке тела, где скорость равна нулю, имеем температуру воздуха (температуру торможения):
Здесь Тн—фактическая температура воздуха; V — истинная скорость самолета в м/сек. Таким образом в критической точке температура повышается на величину адиабатического подогрева
если скорость выражена в км/час, то адиабатический подогрев равен
Численные значения 8Тад приведены в следующей таблице:
Из этой таблицы видно, что температура воздуха в критической точке при современных скоростях полета значительно отличается от истинной температуры воздуха; следовательно, и термометры показывают завышенную температуру.
Если бы температура газа на поверхности шарика термометра была всюду равна температуре в критической точке, термометр показал бы температуру торможения. Однако в тепловом пограничном слое шарика термометра происходят сложные процессы теплопередачи, в результате чего различные конструкции термометров дают различные величины поправок на подогрев; обычно эта поправка колеблется в пределах от 50% до 85% от адиабатического подогрева. Средние величины поправки
приведены выше в третьей строке таблицы.
Таким образом формула (5. 1) должна быть переписана к следующем виде:
Практика летных испытаний показывает, что величина поправочного коэффициента В для дайной конструкции термометр^ мало зависит от величины скорости и условий полета. Поэтому величину поправки
37= —
можно получить при тарировке приемника давления на одной и той же высоте, замеряя на заходах температуру, показанную термометром. Нанося полученные значения /пр. иещ> на диаграмму в зависимости от величины V2 (фиг. 5. 5) и проводя прямую че рез полученные точки, легко получаем значение 8 по формуле
если V берется в м/сек или
(5. 5′)
если V выражено в км/час (&Т — фактическое завышение температуры, показанное термометром).
Так как для определения истинных скоростей V нужно заранее знать истинную температуру Тн% то последняя должна быть получена отдельно по данным метеостанции (при тарировке на малой высоте), либо’ по измерениям температуры на специаль-
Фиі. 5.5. Диаграмма для определения коэффициента торможения термометра. |
ном самолете с малой скоростью (например, учебном), сделанным на той же высоте. При барометрическом методе такие измерения можно сделать на эталонном самолете. Зная истинную температуру Гя(/я), мы наносим ее для скорости У=0 (крестик на фиг. 5.5), что дает возможность уверенно провести экспериментальную прямую.
Фиг. 5. 6. Схема термометра торможения. |
Можно избежать такой тарировки термометра, если применять термометры специальной конструкции, приспособленной для замера температуры торможения. Шарик (или термопара) такого термометра заключается в специальный обтекатель (фиг. 5.6); в критической точке этосо обтекателя, расположенной спереди, устанавливается температура торможения которая и воспринимается шариком. Для продува внутренности полости обтекателя с малой скоростью (практически не влияющей на температуру торможения) в задней стенке обтекателя
делаются отверстия малого калибра. Для таких термометров коэффициент 3 близок к единице — порядка 0,95.
При определении фактической температуры воздуха Гф(Тн) по измерениям в полете неудобно пользоваться формулой (5.4), так как туда входит величина V, для вычисления которой нужно знать 7ф, так что для определения поправки ЬТ приходится прибегать к последовательным приближениям. Здесь удобнее воспользоваться известным соотношением, связывающим температуру полного торможения, фактическую температуру и число М:
Тн0= тф (l + hМ2) = Гф(1 + 0,2М2). (5.6)
Если коэффициент торможения рне равен единице, мы получим связь между показанием термометра (Гпр. испр) и Гф:
ГПр.„спр = Гф(1+0,2рМ2)
или
гр _ 1 пр. ИСПр
ф~ (1 + 0,2(ЗМ2) ‘
Так как для определения числа М не нужно знать температуру воздуха (см., например, фиг. 4.4), то формула (5.7′) практически вполне удобна. Обычно по этой формуле строят рабочую номограмму для данного типа термометра (т. е. заданного, значения (3). На фиг. 5.7 приведена номограмма для (3=0,95.