Определение вадежности
Приступая к определению надежности, предварительно остановимся на определении двух необратимых процессов, происходящих при эксплуатации технических устройств. Изнашивание технического устройства — процесс постепенного н непрерывного изменения параметров устройства, вызываемый действием механических, тепловых, электрических и других нагрузок, наличие которых определяется только режимом работы.
Старение технического устройства — процесс постепенного и непрерывного изменения параметров устройства, вызываемый действием нагрузок, происхождение которых зависит только от режима хранения.
Надежность есть внутреннее свойство технического устройства, системы, элемента. По мере развития теории надежности, расширения и углубления наших познаний менялось и уточнялось определение этого свойства. Под надежностью принято понимать свойство системы выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки. Надежность системы обусловливается «безотказностью», «восстанавливаемостью (ремонтопригодностью)», «сохраняемостью», а также «долговечностью» ее элементов.
Это определение полностью применимо к авиационной технике и тесно связано с понятием качества, которое есть совокупность свойств технической системы, определяющих степень пригодности ее для использования по назначению.
Безотказность есть свойство системы и ее элементов сохранять работоспособность в течение некоторой наработки без вынужденных перерывов.
Восстанавливаемость (ремонтопригодность) есть свойство приспособленности технического устройства к предупреждению, выявлению н устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонта.
Долговечность есть общая длительность эксплуатации не — восстанавливаемой системы до возникновения основного отказа. Для восстанавливаемой системы долговечность — это
общая длительность до ее полного износа, при котором вое — становление ее путем ремонта либо невозможно, либо экономически нецелесообразно.
Сохраняемость есть свойство системы сохранять обусловленные эксплуатационные показатели в течение и после срока хранения и транспортировки, установленного в технической нжу мента ции.
Из определения надежности, данного в таком широком смысле, можно сделать некоторые выводы, необходимые для дальнейшего рассмотрения вопросов надежности планера, бортовых систем, силовой установки и ее оборудования.
1. Надежность из-за объективных условий является не просто техническим параметром, а таким основным параметром, который обусловливает реализацию всех технических характеристик авиационной техники (готовность к использованию, эффективность, стоимость и ДР-)*
2. Надежность как свойство технических устройств может проявляться только лишь при эксплуатации (или хранении). Поэтому встречающийся в литературе термин «эксплуатационная надежность» лишен в этом случае достаточного смысла и и дальнейшем рассмотрении не упоминается.
3. Надежность есть внутреннее свойство, способность технического устройства тормозить процесс появления и развития отказов как отдельных элементов, так и всего устройства в целом.
4. Надежность любого технического устройства зависит от ряда конструктивно-производственных и эксплуатационных факторов.
Первая группа факторов является решающей, так как при проектировании технического устройства закладывается определенный запас безотказности, его технический ресурс.
К важнейшим конструктивным факторам относятся:
— выбор элементов конструкции в соответствии как с режимами н условиями их эксплуатации, так и с условиями эксплуатации всей системы;
— структура конструкции — число и способ соединения элементов между собой;
— взаимозаменяемость и заменяемость отдельных систем н элементов;
— защищенность конструкции от влияния различного рода случайных взаимодействий атмосферы и др.;
— доступность конструкции для контроля работоспособности, осмотров, регулировок и ремонта;
2 Эак. 158
— удобство управления бортовыми системами как в поле — те, так и на земле при контроле работоспособности и поиске отказавших элементов.
К числу производственных факторов можно отнести качество применяемых материалов и совершенство технологии изготовления.
Эксплуатационными факторами, влияющими на надежность, являются следующие:
— соответствие фактических режимов и условий эксплуатации расчетным, заданным в процессе проектирования;
— квалификация летного и инженерно-технического состава;
— степень совершенства инженерного руководства эксплуатацией авиационной техники:
— методы контроля и профилактики, применяемые в процессе подготовки к полету, выполнения регламентных работ, войскового и стационарного ремонта авиационной техники;
— техническое снабжение запасными частями, инструментом и расходными материалами;
<— совершенство технологических и организационных методов эксплуатации и ремонта;
— объективность и своевременность информации, поступающей из различных организаций, которые эксплуатируют, ремонтируют и хранят авиационную технику, промышленности — изготовителю авиационной техники о всех ее отказах и неисправностях. И обратный своевременный поток информации от заводов-изготовителей к организациям заказчика о всех изменениях в конструкции и изготовлении авиационной іехники, а также о всех ограничениях н изменениях в расчетных режимах и условиях эксплуатации.
5. Применительно к существующим летательным аппаратам их надежность на различных этапах эксплуатации проявляется в виде одного из указанных четырех свойств. На этапах полета и междуполетного содержания надежность проявляется в виде безотказности и сохраняемости, на этапах подготовки к полету (поиск и устранение внезапных отказов), выполнения регламентных работ (предупреждение износовых отказов), ремонта поврежденных самолетов — в виде восстанавливаемости (ремонтопригодности). Суммарная наработка, ограниченная полным физическим износом летательного аппарата, это по существу есть проявление надежности в виде долговечности. Общим у этих четырех свойств является то,
1 ъ
•‘‘to псе они отражаю!4 способность систем авиационной техники тормозить процесс появления в них различных отказов.
(>. Оценить надежность из-за ее сложности одним каким — к) параметром не представляется возможным, поэтому каж — чое из свойств надежности оценивается не только различными параметрами, но и различными методами подхода к их оценке.
Наиболее полно безотказность, сохраняемость, восстанавливаемость и долговечность характеризуются соответствующими функциями распределения времени до отказа (числа отка — тв), времени восстановления работоспособности (числа восстановлений) и времени наступления полного физического износа технических устройств (числа полностью изношенных устройств).
Законы распределения указанных непрерывных и прерыв — ных (дискретных) случайных величии могут быть получены в условиях, предшествующих массовой эксплуатации летательных аппаратов путем специальных лабораторных испытаний.
Что же касается оценки долговечности планера летательного аппарата, то она может быть получена только из анализа результатов массовой эксплуатации авиационной техники в течение длительного времени. Поэтому, как правило, многие новые конструкции летательных аппаратов эксплуатируются длительный период с окончательно не установленным техническим ресурсом.