УПРАВЛЕНИЕ
Управление вертолетом осуществляется путем изменения величины и направления силы тяги несущего винта и изменения величины силы тяги хвостового винта. Кроме того, в систему управления вертолетом Ми-4 входят управляемый стабилизатор и управление загрузочными механизмами (триммерами).
Конструктивно управление вертолетом сведено к следующим органам управления:
ручке продольного и поперечного управления;
ручке управления блокированной системой «шаг—газ» и стабилизатором;
педалям путевого управления;
переключателю управления загрузочными механизмами (триммерами) .
Управление вертолетом двойное; в кабине летчиков соответственно установлены две ручки продольного и поперечного управления, две ручки управления блокированной системой «шаг—газ» и стабилизатором и две пары педалей путевого управления.
Переключатели управления механизмами загрузки установлены на центральном пульте и левом электрощитке.
Ручки продольного и поперечного управления вертолетом связаны через автомат-перекос с лопастями несущего винта.
При наклоне кольца автомат-перекоса создается циклическое изменение шага лопастей, которое изменяет маховое движение лопастей и направление действия аэродинамических сил несущего винта; в результате изменяется момент этих сил относительно’ центра тяжести вертолета.
‘В цепи продольного1 управления установлен гидроусилитель БУ-10 с обратимостью 1 : 10, а в цепи поперечного управления — необратимый гидроусилитель БУ-10. Для уравновешивания усилий на ручке управления, постоянно действующих при установившемся полете вертолета, в системы продольного и поперечного управления включены два пружинных загрузочных механизма (один в продольном и один в поперечном управлении). Путем перемещения нейтральных положений загрузочных механизмов, создающих необходимый градиент усилия на ручке управления, обеспечивается ее разгрузка в положении, соответствующем установившемуся режиму полета. Каждый загрузочный механизм приводится в действие электромеханизмом МП-100, управляемым из кабины летчиков переключателем, установленным на нижнем пульте управления и на левом электрощитке.
Ручки управления блокированной системой «шаг—газ» установлены с левой стороны каждого сиденья летчиков и связаны с ползуном автомат-перекоса, перемещением которого изменяется общий шаг несущего винта. Одновременно эти ручки кинематически связаны с дроссельной заслонкой двигателя через специальный кулачковый механизм, обеспечивающий поддержание соответствующего числа оборотов двигателя при различной загрузке несущего винта. Кроме того, перемещение ручки управления блокированной системой «шаг—газ» вызывает изменение угла установки стабилизатора. В цепи управления общим шагом несущего винта установлен необратимый гидроусилитель БУ-10М.
Путевое управление вертолетом ножное и осуществляется с помощью педалей параллелограмного’ типа. Две пары педалей установлены в кабине летчиков и связаны шарнирной тягой. Педали связаны еисте — 22 мой жестких тяг (до промежуточного1 редуктора) и тросовой проводкой (в концевой балке) е механизмом изменения шага хвостового винта, расположенным в хвостовом редукторе. Изменение шага хвостового винта меняет силу тяги хвостового винта и, следовательно, момент ее относительно" центра тяжести вертолета, благодаря чему вертолет может разворачиваться вокруг вертикальной оси. В цепь жесткой проводки путевого управления включен гидроусилитель БУ-Ю с обратимостью 1 : 5.
Для обеспечения работы гидроусилителей, включенных в системы управления, на вертолете установлены две гидросистемы — основная и дублирующая. Отличие основной гидросистемы от дублирующей заключается лишь в том, что в основной гидросистеме установлен электромагнитный кран включения гидроуправления, а в дублирующей — автоматический переключатель, обеспечивающий включение дублирующей системы при выходе из строя основной системы.
Гидросистемы как основная, так и дублирующая работают на смеси АМГ-10 с рабочим давлением 40—60 кг/см2 при температуре наружного воздуха от —50° до> +60°С.
!Все агрегаты основной и дублирующей гидросистем, в том числе и гидроусилители, установлены в отсеке главного редуктора.
Управление электромагнитным крапом включения гидросистемы осуществляется при помощи переключателя, установленного" в кабине летчиков на верхнем электропульте.
Для наземных испытаний гидросистем на левом борту фюзеляжа между шпангоутами № 6 и 7 установлена панель с клапанами нагнетания и слива основной и дублирующей гидросистем.