УПРАВЛЕНИЕ

Управление вертолетом осуществляется путем изменения величины и направления силы тяги несущего винта и изменения величины силы тяги хвостового винта. Кроме того, в систему управления вертолетом Ми-4 входят управляемый стабилизатор и управление загрузочными ме­ханизмами (триммерами).

Конструктивно управление вертолетом сведено к следующим органам управления:

ручке продольного и поперечного управления;

ручке управления блокированной системой «шаг—газ» и стабилиза­тором;

педалям путевого управления;

переключателю управления загрузочными механизмами (тримме­рами) .

Управление вертолетом двойное; в кабине летчиков соответственно установлены две ручки продольного и поперечного управления, две руч­ки управления блокированной системой «шаг—газ» и стабилизатором и две пары педалей путевого управления.

Переключатели управления механизмами загрузки установлены на центральном пульте и левом электрощитке.

Ручки продольного и поперечного управления вертолетом связаны через автомат-перекос с лопастями несущего винта.

При наклоне кольца автомат-перекоса создается циклическое изме­нение шага лопастей, которое изменяет маховое движение лопастей и на­правление действия аэродинамических сил несущего винта; в результате изменяется момент этих сил относительно’ центра тяжести вертолета.

‘В цепи продольного1 управления установлен гидроусилитель БУ-10 с обратимостью 1 : 10, а в цепи поперечного управления — необратимый гидроусилитель БУ-10. Для уравновешивания усилий на ручке управле­ния, постоянно действующих при установившемся полете вертолета, в системы продольного и поперечного управления включены два пру­жинных загрузочных механизма (один в продольном и один в попереч­ном управлении). Путем перемещения нейтральных положений загру­зочных механизмов, создающих необходимый градиент усилия на ручке управления, обеспечивается ее разгрузка в положении, соответствую­щем установившемуся режиму полета. Каждый загрузочный механизм приводится в действие электромеханизмом МП-100, управляемым из ка­бины летчиков переключателем, установленным на нижнем пульте управ­ления и на левом электрощитке.

Ручки управления блокированной системой «шаг—газ» установлены с левой стороны каждого сиденья летчиков и связаны с ползуном авто­мат-перекоса, перемещением которого изменяется общий шаг несущего винта. Одновременно эти ручки кинематически связаны с дроссельной заслонкой двигателя через специальный кулачковый механизм, обеспе­чивающий поддержание соответствующего числа оборотов двигателя при различной загрузке несущего винта. Кроме того, перемещение ручки управления блокированной системой «шаг—газ» вызывает изменение угла установки стабилизатора. В цепи управления общим шагом несу­щего винта установлен необратимый гидроусилитель БУ-10М.

Путевое управление вертолетом ножное и осуществляется с помощью педалей параллелограмного’ типа. Две пары педалей установлены в кабине летчиков и связаны шарнирной тягой. Педали связаны еисте — 22 мой жестких тяг (до промежуточного1 редуктора) и тросовой провод­кой (в концевой балке) е механизмом изменения шага хвостового вин­та, расположенным в хвостовом редукторе. Изменение шага хвостового винта меняет силу тяги хвостового винта и, следовательно, момент ее относительно" центра тяжести вертолета, благодаря чему вертолет мо­жет разворачиваться вокруг вертикальной оси. В цепь жесткой провод­ки путевого управления включен гидроусилитель БУ-Ю с обратимо­стью 1 : 5.

Для обеспечения работы гидроусилителей, включенных в системы управления, на вертолете установлены две гидросистемы — основная и дублирующая. Отличие основной гидросистемы от дублирующей за­ключается лишь в том, что в основной гидросистеме установлен электро­магнитный кран включения гидроуправления, а в дублирующей — авто­матический переключатель, обеспечивающий включение дублирующей системы при выходе из строя основной системы.

Гидросистемы как основная, так и дублирующая работают на смеси АМГ-10 с рабочим давлением 40—60 кг/см2 при температуре наружного воздуха от —50° до> +60°С.

!Все агрегаты основной и дублирующей гидросистем, в том числе и гидроусилители, установлены в отсеке главного редуктора.

Управление электромагнитным крапом включения гидросистемы осуществляется при помощи переключателя, установленного" в кабине летчиков на верхнем электропульте.

Для наземных испытаний гидросистем на левом борту фюзеляжа между шпангоутами № 6 и 7 установлена панель с клапанами нагнета­ния и слива основной и дублирующей гидросистем.