Методика выполнения висения и летные ограничения
Перед выполнением висения вертолет рекомендуется развернуть против ветра.
Плавным увеличением общего шага отделить вертолет от земли, сбалансировать его и снять нагрузки с органов управления. Набрать заданную высоту висения, которая выдерживается движениями ручки общего шага. От смещений над заданным местом вертолет удерживается перемещениями ручки ППУ, а выдерживание направления осуществляется педалями. Положение ручки ППУ зависит от центровки вертолета и направления ветра. По запасам управления боковая и попутная составляющие скорости ветра (суммарного воздушного потока) при висении у земли (над палубой) не должны превышать 10 м/с.
Висение, как правило, выполняется против ветра, так как в этом случае вертолет более устойчив в путевом отношении, винты работают в режиме косой обдувки, потребляется меньшая мощность. Развороты на висении, особенно при сильном ветре, требуют повышенного внимания, так как ветер влияет на скорость разворота, а это требует от летчика необходимости поддерживать скорость разворота соответствующим отклонением педалей. Для устранения сноса ручка ППУ должна быть всегда отклонена в сторону, противоположную направлению ветра. Поэтому ею необходимо производить круговое движение в сторону против разворота.
Контрольное висение выполняется на высоте 2—3 м. При полетах с корабля масса вертолета должна быть такой, чтобы зависание на этой высоте обеспечивалось работой двигателей на режиме не выше номинального. Имеющийся при этом запас мощности необходим для компенсации тяги винтов при исчезновении эффекта воздушной подушки после прохода борта корабля.
Рекомендуемые рабочие высоты висения: над сушей — до 10 м, над водной поверхностью — не менее 15—20 м.
Выбор указанных высот обусловлен:
— над сушей — нахождением вертолета вне опасной зоны «высота — скорость»;
— над водой — интенсивностью забрызгивания на меньших высотах, необходимым запасом высоты для наполнения аварийных баллонет в случае отказа силовой установки и характеристиками автопилота, которые на этой высоте обеспечивают оптимальное качество стабилизации и безопасность в случае отказа канала высоты.