АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЕЖНОСТИ

Анализ информации о надежности рекомендуете® проводить по объектам обслуживания: отдельным

агрегатам, устройствам, функциональным системам,, отдельным частям планера и т. п. Располагая такой, информацией об отказах и неисправностях по объек­там обслуживания, можно провести ее качественный: и количественный анализ.

Качественный анализ позволяет установить сте­пень влияния различных отказов и неисправностей: на работоспособность отдельных агрегатов или сис­темы в целом, оценить последствия, к которым может привести появление тех или иных неисправностей, вы­явить основные конструктивно-производственные недо­статки, недостатки эксплуатации и ремонта. С помо­щью качественного анализа выявляют наименее на­дежные узлы и агрегаты авиационной техники, намеча­

ют мероприятия, которые необходимо провести для ■обеспечения работоспособности систем при появлении неисправностей. В зависимости от степени опасности неисправностей в одних случаях может потребоваться •немедленное проведение работ по их устранению, в. других они могут быть отсрочены до возвращения ВС в базовый аэропорт или до очередной формы перио­дического обслуживания. В результате качественного анализа можно сделать предварительные выводы о «возможности изменения периодичности обслуживания — объектов и определить в некоторых случаях основные направления экспериментальных и теоретических ис­следований по повышению надежности изделий.

Количественный анализ позволяет определить •фактический уровень надежности авиационной тех­ники, оценка которого производится с помощью пока­зателей, получаемых по определенным математиче­ским зависимостям. При этом основными величинами, .используемыми в расчетах, являются число отказов или неисправностей и величина наработки (часы, ■посадки, циклы и т. д.). Расчетные показатели на­дежности сравниваются с нормативными и использу­ются для их уточнения.

Для авиационной техники установлен ряд норми­руемых показателей надежности, которые проверя­ются и уточняются в процессе длительной эксплуа­тации. К ним относятся: вероятность безотказной

работы при выполнении рейса и наработка на отказ, •выявленный в полете; наработка на отказ, привед­ший к авиационному происшествию или предпосылки к авиационному происшествию; наработка на неис­правность, выявленную в полете и на земле при опе­ративных формах обслуживания с учетом всех неис­правностей, обнаруженных при всех видах обслужи­вания, а также наработка на отказ отдельных агре­гатов, двигателя, приведший к досрочному их-съему.

Приведенные показатели надежности определяют — с использованием статистических данных по- отказам ;и неисправностям, полученным в процессе эксплуата — .ции авиационной техники.