ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИОТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Функциональная эффективность человека-операто — ра, в конкретном случае членов экипажа и, в первую очередь, пилотов, осуществляющих непосредственное управление ВС в полете, определяется многими факторами, в том числе и личностными. К ниш относятся: психоэмоциональная восприимчивость;
утомляемость и скорость реакции на внешние раздражения; уровень профессиональных знаний и навыков; дисциплинированность, чувство долга, ответственность.. Чем выше личностные качества и свойства психики человека, тем выше его функциональная эффективность в процессе работы биотехнической системы.
Функциональная эффективность летного состава обеспечивается и повышается комплексом научно обоснованных форм и методов подготовки к работе — в экстремальных условиях. Функциональная эффективность биотехнической системы подвержена влиянию- различных факторов, оказывающих отрицательное влияние как на человека-оператора, так и на машину. При рассмотрении причин отказов биотехнической! системы «Э — ВС» целесообразно выделить следующие факторы, снижающие ее надежность: снижение функциональной эффективности экипажа ниже допустимого уровня; снижение функциональной эффективности ВС ниже допустимого уровня; выход параметров положения ВС в пространстве за установленные пределы; выход параметров движения ВС за установленные пределы; выход внешних условий за установленные ограничения; полет в особых условиях.
Факторы, влияющие на функциональную надежность системы, принято разделять на системные и внесистемные.
Под системными факторами понимаются такие, которые определяются внутренними свойствами системы. Системные факторы непосредственно связаны с функционированием системы. По отношению к биотехнической системе «Э — ВС» они определяются ее внутренними свойствами. К внутренним свойствам ■системы «Э-^-ВС» в данном случае относятся: уровень профессиональной подготовки экипажа; уровень дисциплины; психофизиологическое состояние экипажа; эксплуатационное состояние ВС и др.
Под внесистемными понимаются факторы, не зависящие от внутренних свойств системы. Это — состояние атмосферы, явления погоды и т. п.
При рассмотрении причин отказов в общей АТС целесообразно выделить группы причин, снижающих ■ее надежность (рис. 6). К ним относятся:
неудовлетворительная организация летной работы; неудовлетворительное планирование; неполная предварительная или предполетная подготовка экипажа; неудовлетворительный контроль и анализ деятельности экипажа в полете; низкое качество разборов полетов;
неудовлетворительное психофизиологическое состояние членов экипажа; неудоівлетворительньш психологический отбор кандидатов для летного обучения и переучивания на другие типы ВС; неудовлетворительный медицинский контроль; нарушение режима труда, и отдыха экипажа; употребление алкоголя, наркотических средств, курение; опасное ‘воздействие на психику и т. д.;
низкий профессиональный уровень экипажа; неудовлетворительная теоретическая подготовка; .низкая техника пилотирования;
неудовлетворительное взаимодействие, в экипаже; слабые знания руководящих документов; неудовлетворительные навыки действий в особых случаях;
низкий уровень дисциплины членов экипажа; конструктивно-производственные недостатки ВС; неудовлетворительное управление воздушным движением;
неудовлетворительное обеспечение полета; внесистемные воздействия; сдвиг ветра в полете;, поражение электрическими разрядами; столкновения с птицами или инородными телами; нападение на экипаж и т. д.