ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИОТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Функциональная эффективность человека-операто — ра, в конкретном случае членов экипажа и, в пер­вую очередь, пилотов, осуществляющих непосредст­венное управление ВС в полете, определяется многи­ми факторами, в том числе и личностными. К ниш относятся: психоэмоциональная восприимчивость;

утомляемость и скорость реакции на внешние раздра­жения; уровень профессиональных знаний и навыков; дисциплинированность, чувство долга, ответственность.. Чем выше личностные качества и свойства психики человека, тем выше его функциональная эффектив­ность в процессе работы биотехнической системы.

Функциональная эффективность летного состава обеспечивается и повышается комплексом научно обоснованных форм и методов подготовки к работе — в экстремальных условиях. Функциональная эффек­тивность биотехнической системы подвержена влиянию- различных факторов, оказывающих отрицательное влияние как на человека-оператора, так и на маши­ну. При рассмотрении причин отказов биотехнической! системы «Э — ВС» целесообразно выделить следую­щие факторы, снижающие ее надежность: снижение функциональной эффективности экипажа ниже допу­стимого уровня; снижение функциональной эффектив­ности ВС ниже допустимого уровня; выход парамет­ров положения ВС в пространстве за установленные пределы; выход параметров движения ВС за установ­ленные пределы; выход внешних условий за установ­ленные ограничения; полет в особых условиях.

Факторы, влияющие на функциональную надеж­ность системы, принято разделять на системные и внесистемные.

Под системными факторами понимаются такие, которые определяются внутренними свойствами сис­темы. Системные факторы непосредственно связаны с функционированием системы. По отношению к био­технической системе «Э — ВС» они определяются ее внутренними свойствами. К внутренним свойствам ■системы «Э-^-ВС» в данном случае относятся: уро­вень профессиональной подготовки экипажа; уровень дисциплины; психофизиологическое состояние эки­пажа; эксплуатационное состояние ВС и др.

Под внесистемными понимаются факторы, не за­висящие от внутренних свойств системы. Это — со­стояние атмосферы, явления погоды и т. п.

При рассмотрении причин отказов в общей АТС целесообразно выделить группы причин, снижающих ■ее надежность (рис. 6). К ним относятся:

неудовлетворительная организация летной работы; неудовлетворительное планирование; неполная пред­варительная или предполетная подготовка экипажа; неудовлетворительный контроль и анализ деятельно­сти экипажа в полете; низкое качество разборов полетов;

Подпись: Рис. 6. Факторы, снижающие надежность АТС неудовлетворительное психофизиологическое со­стояние членов экипажа; неудоівлетворительньш пси­хологический отбор кандидатов для летного обучения и переучива­ния на другие типы ВС; неудовлетворитель­ный медицинский конт­роль; нарушение режи­ма труда, и отдыха эки­пажа; употребление ал­коголя, наркотических средств, курение; опас­ное ‘воздействие на пси­хику и т. д.;

низкий профессио­нальный уровень эки­пажа; неудовлетвори­тельная теоретическая подготовка; .низкая тех­ника пилотирования;

неудовлетворительное взаимодействие, в экипаже; сла­бые знания руководящих документов; неудовлетвори­тельные навыки действий в особых случаях;

низкий уровень дисциплины членов экипажа; конструктивно-производственные недостатки ВС; неудовлетворительное управление воздушным движением;

неудовлетворительное обеспечение полета; внесистемные воздействия; сдвиг ветра в полете;, поражение электрическими разрядами; столкновения с птицами или инородными телами; нападение на экипаж и т. д.