СХЕМА ПОТЕРИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Общая схема потери работоспособности может быть представлена в следующем — виде. Пусть х—один из параметров, характеризующих работоспособность объекта. Параметр х может иметь любое физическое толкование. Это может быть мощность авиационного двигателя, электродвигателя, .коэффициент полезного действия и т. д.
В общем случае таких параметров может быть несколько, причем на каждый параметр задают допустимые пределы, соответственно минимальные значения параметра xmin и максимальное значение Хш-и-
Если параметр находится в интервале Xmin—xmax (интервале допусков), объект считается работоспособным. Б том случае, когда хотя бы одни из параметров выходят за пределы допусков, объект теряет работоспособность — наступает его отказ.
Будем предполагать, что в процессе эксплуатации значение параметра х постепенно уменьшается. Тогда изменение параметра х от начального значення до минимально допустимого xmm и представляет собой процесс изменения технического состояния объекта, постепенную потерю им работоспособности, происходящую при его эксплуатации.
Допустим, х характеризует мощность двигателя. В силу конструктивных особенностей я степени несовершенства изготовления различные узлы и механизмы двигателя обладают геометрической неточностью. Это приводит к разбросу значений мощности у двигателей выпускаемой заводом серин. Разброс значений параметров чаще всего подчиняется нормальному" закону, а величина рассеивания может быть обозначена буквой Ді (рис. 4.5).
У работающего объекта в силу действия быстро протекающих физических процессов произойдет дальнейшее увеличение отклонений. Это отклонение определится полем рассеивания Д2.
Общий эффект от воздействия двух указанных факторов может быть оценен, если воспользоваться вероятностным методоXI сложения дисперсий отдельных процессов. При этом суммарное поле рас-
Рис 4 5 Схема потерн работоспособности объекта эксплуатации |
Обозначим центр группирования начальных значений параметра Хо.
Поскольку начальная неточность значения параметра есть дс, то запас соста aj=x0—а.—xmin-
В процессе эксплуатации происходит постепенное изнашивание элементов конструкции летательных аппаратов Это обстоятельство учитывается в модели тем, что предлагается наличие средней скорости v уменьшения центра группирования значений параметров. При этом за время I начальное значение х0 сместится на величину at = vt. __
Процесс изнашивания происходит не детфмидрровашк^ а случайно. Поэтому здесь также будет иметься" .поле рассеяния, — величину которого обозначим At. Следовательно, .к моменту t поме начала эксплуатации суммарное поле рассеяния значений параметра составит
Дс(=1//Г дї + АІ + Ло
Этому соответствует среднее отклонение значений параметра а2-— ~ дс(. Центр группирования значении параметра в момент
t есть xt=xo—at, а остающийся резерв bt доводится до минимально допустимого уровня
bt=x, a2 — Сг. іг.: "Х;> a, Oj
На рис. 4.5 рассматриваемому моменту соответствует состояние I.
С течением времени возрастает возможность выхода параметра х за минимально допустимый уровень, т е. возможность отказа •объекта. Количественно это оценивается вероятностью безотказной работы P{t) за время t. В случае если рассеивание параметров ха-
где 0=^ф^0,5 — нормированная функция Лапласа.
ний параметра (т е. bt>0), .вероятность безотказной работы Р(() практически равна единице. Опасность составляют лишь внезапные отказы от внешних воздействий, ire связанные с техническим состоянием двигателя.
При длительной эксплуатации двигателя начинают сильнее яро — являть себя медленно протекающие процессы, такие как износ трущихся узлов, коррозия и т. д., которые приводят со временем к ухудшению его технического состояния. В некоторый момент времени резерв исчерпывается (состояние II). После этого вероятность отказа I—P(i) будет быстро нарастать. Следовательно, момент исчерпания ресурса должен определять межремонтный ресурс изделия
Изменение параметров, характеризующих работоспособность двигателя, происходит со временем в результате следующих явлений-
увеличение зоны поля рассеяния Д<, что объясняется. ростом зазоров и люфтов в сочленениях конструктивных элементов, а также изменение жесткости и других характеристик, влияющих на ход быстропротекающих процессов; износ я старение узлов и деталей;
увеличение значения at вследствие тех же процессов износа и старения деталей, изменения теплового режима, увеличения коэффициента трения и т. д.
Увеличение зоны рассеивания параметров и изменение технического состояния приводит со временем к значительному уменьшению. вероятности безотказной работы (состояние III). Вероятность безотказной работы также овязана со случайными внешними воздействиями, приводящими к — внезапным отказам агрегатов, не зависящим от длительности функционирования.