ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

§ 1. РУЛЕНИЕ ВЕРТОЛЕТА

Рудение разрешается производить по ровной и твердой поверхности со скоростью до 15 км/ч. Движение вертоле­та осуществляется за счет наклона тяги несущих винтов вперед через автоматы перекоса ручкой ППУ (рис. 3.1). Наклон тяги образует горизонтальную составляющую Тх, которая при рулении вертолета преодолевает лобовое со­противление фюзеляжа и силы трения колес шасси. Для устойчивого движения необходимо, чтобы вертикальная составляющая тяги Ту была меньше массы вертолета. Та­ким образом, при прямолинейном, равномерном и устой­чивом рулении необходимо, чтобы:

Тх — Q 4- /Чтр 4- F2тр;

7’y«G;

тирв=жрнл

Страгивание вертолета и руление осуществляются от­клонением рычага общего шага вверх и плавным откло­нением вперед ручки ППУ. Общий шаг при рулении ре­комендуется держать постоянным в пределах 3—5°. Ско­рость руления определяется командиром экипажа в зави­симости от условий.

Развороты на рулении выполняются плавным отклоне­нием педалей, при этом не допускаются развороты на по­вышенной скорости радиусом менее 10 м, так как вертолет может опрокинуться. Кроме того, недопустимы руление назад и развороты на месте относительно одного колеса, так как в первом случае возможен удар лопастями ННВ об элементы хвостовой части фюзеляжа и оперения, а во втором — повреждение элементов конструкции стоек шасси.

Руление может выполняться при скорости ветра не бо­лее 20 м/с, при большей скорости ветра производится буксировка вертолета. Во всех случаях, когда из-за со­стояния грунта невозможно выполнять руление (потреб­ный шаг более 8°), производится подлет.

Руление на вертолете имеет ряд особенностей. При не­ровностях грунта могут возникнуть боковые толчки, кото­рые вызовут накренение вертолета, при этом сила тяги не­сущих винтов создаст момент в сторону увеличения крена, а сила тяжести — в сторону уменьшения крена (рис. 3.2). При достижении критического угла крена (укр) кренящий момент от тяги винтов будет равен моменту от массы вер­толета Tl2=Gli. В этом случае вертолет будет находиться в состоянии безразличного равновесия и при небольшом превышении кренящего момента от тяги будет продолжать увеличивать крен и опрокинется на бок, если не принять срочных мер. Поэтому при появлении даже незначитель­ного крена необходимо отклонить ручку ППУ против кре­на и уменьшить общий шаг несущих винтов до минималь­ного. При этом момент силы тяги станет меньше момента силы тяжести и вертолет восстановит нарушенное равно­весие.