ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
§ 1. РУЛЕНИЕ ВЕРТОЛЕТА
Рудение разрешается производить по ровной и твердой поверхности со скоростью до 15 км/ч. Движение вертолета осуществляется за счет наклона тяги несущих винтов вперед через автоматы перекоса ручкой ППУ (рис. 3.1). Наклон тяги образует горизонтальную составляющую Тх, которая при рулении вертолета преодолевает лобовое сопротивление фюзеляжа и силы трения колес шасси. Для устойчивого движения необходимо, чтобы вертикальная составляющая тяги Ту была меньше массы вертолета. Таким образом, при прямолинейном, равномерном и устойчивом рулении необходимо, чтобы:
Тх — Q 4- /Чтр 4- F2тр;
7’y«G;
тирв=жрнл
Страгивание вертолета и руление осуществляются отклонением рычага общего шага вверх и плавным отклонением вперед ручки ППУ. Общий шаг при рулении рекомендуется держать постоянным в пределах 3—5°. Скорость руления определяется командиром экипажа в зависимости от условий.
Развороты на рулении выполняются плавным отклонением педалей, при этом не допускаются развороты на повышенной скорости радиусом менее 10 м, так как вертолет может опрокинуться. Кроме того, недопустимы руление назад и развороты на месте относительно одного колеса, так как в первом случае возможен удар лопастями ННВ об элементы хвостовой части фюзеляжа и оперения, а во втором — повреждение элементов конструкции стоек шасси.
Руление может выполняться при скорости ветра не более 20 м/с, при большей скорости ветра производится буксировка вертолета. Во всех случаях, когда из-за состояния грунта невозможно выполнять руление (потребный шаг более 8°), производится подлет.
Руление на вертолете имеет ряд особенностей. При неровностях грунта могут возникнуть боковые толчки, которые вызовут накренение вертолета, при этом сила тяги несущих винтов создаст момент в сторону увеличения крена, а сила тяжести — в сторону уменьшения крена (рис. 3.2). При достижении критического угла крена (укр) кренящий момент от тяги винтов будет равен моменту от массы вертолета Tl2=Gli. В этом случае вертолет будет находиться в состоянии безразличного равновесия и при небольшом превышении кренящего момента от тяги будет продолжать увеличивать крен и опрокинется на бок, если не принять срочных мер. Поэтому при появлении даже незначительного крена необходимо отклонить ручку ППУ против крена и уменьшить общий шаг несущих винтов до минимального. При этом момент силы тяги станет меньше момента силы тяжести и вертолет восстановит нарушенное равновесие.