Подъем карты
Подъем карты производится в тех случаях, когда необходимо более наглядно выделить на ее общем фоне местные предметы, элементы рельефа, которые имеют важное значение для решения навигационных задач. Элементы местности поднимают на карте цветными карандашами путем подтушевки, увеличения условных знаков, подчеркивания или увеличения названий населенных пунктов.
Реки, ручьи и каналы поднимают утолщением линий и подтушевкой синим цветом. Болота покрывают синими штриховыми линиями, параллельными нижней (верхней) стороне карты. Мосты, переправы, броды поднимают увеличением условного знака карандашом черного цвета.
Если для ориентировки намечаются местные предметы, которые изображены внемасштабными условными знаками, то они обводятся кружками черного цвета.
Рельеф местности поднимают подтушевкой вершин светлокоричневым цветом или утолщением некоторых горизонталей и их оттенением в сторону понижения.
Леса, сплошные кустарники и сады поднимают обводом опушек и границ утолщенной линией и подтушевкой зеленым цветом.
Дороги поднимают проведением рядом с условным знаком (внизу и справа) утолщенной линии коричневого цвета.
Населенные пункты поднимают подчеркиванием или увеличением надписей их названий, выделением их внешнего контура.
Высоты отмечаются черным прямоугольником с указанием внутри его высоты над уровнем моря.
Магнитное склонение поднимается кружком красного цвета с указанием его величины и знака.
Кроме того, могут подниматься при необходимости и другие элементы.
Умение пользоваться картой в полете облегчает решение задач вертолетовождения. На основании опыта практического применения карт в полете выработаны определенные правила их использования, знание которых помогает удобно ее держать, правильно ориентировать по сторонам горизонта, точно и быстро читать и решать задачи вертолетовождения.
После выполнения указанных операций на полетную карту наносится тактическая обстановка, которая будет оказывать влияние на успешное выполнение поставленной боевой задачи. Кроме того, на ней производятся следующие операции:
— прокладывается маршрут полета;
— наносятся все необходимые данные для выполнения полета (контрольные ориентиры, рубежи, разметки боковых уклонений, линии положения вертолета и др.);
— поднимаются отметки высот местности и препятствий, оказывающих влияние на безопасность полета, прямоугольником черного цвета размером 8 X 12 мм с указанием внутри его их высот над уровнем моря в метрах;
— выделяются характерные визуальные и радиолокационные ориентиры;
— наносятся места дислокации наземных средств радиотехнического обеспечения полетов;
— выделяется при необходимости сетка геодезических (орто — дромических) координат.
На полетную карту могут наноситься и другие сведения, связанные с подготовкой и выполнением полета.
Все цифры на карте пишутся высотой 8—10 мм. Записи на полетной карте делаются четко, разборчиво карандашом такого цвета, который хорошо выделяется на ее фоне (как правило, черным и красным).
Магнитное склонение наносится на карту через 10—20 см или при его изменении более чем на один градус. Значение магнитного склонения указывается со своим знаком цифрой красного цвета в красной окружности диаметром 10—12 мм. Цифры пишутся параллельно истинному меридиану.
Наземные средства РТО наносятся условными знаками, через точки их расположения проводятся две взаимно перпендикулярные линии размером 20X50 мм. Направление большей линии совмещается с направлением меридиана, принятого за начало отсчета курса. На картах, имеющих гриф секретности, около отметок средств РТО указываются сведения о характере их работы. Запись производится дробью, в числителе которой указываются позывные, а в знаменателе — частота или номер канала. В мирное время на полетные карты разрешается наносить местоположение основных и запасных аэродромов. В военное время наносить на карту расположение своих войск, кораблей и базирование авиации запрещается.