Гироскоп как основа курсового прибора
Основой курсового гироскопического прибора служит трехстепенный астатический гироскоп (курсовой гироскоп) с горизонтально расположенной главной осью, по которой направлен кинетиче-
Рис. 2.3. К определению прецессии гироскопа |
ский момент быстровращающегося ротора (рис. 2.3). Астатическим называется такой гироскоп, у которого центр массы всей системы совпадает с точкой пересечения осей подвеса.
Если сумма моментов, действующих относительно всех осей, равна нулю, а вращение ротора происходит по инерции, то гироскоп называется свободным. Из многих свойств свободного гироскопа укажем два основных.
Первое — ось ротора гироскопа устойчиво сохраняет заданное ей направление в инерциальном пространстве. Степень устойчивости оси ротора прямо пропорциональна массе, радиусу ротора, и угловой скорости его вращения.
Второе свойство состоит в том, что при воздействии внешнего момента силы F ось ротора гироскопа начнет двигаться — прецессировать. Направление этого прецессионного движения определяется правилом: вектор кинетического момента ротора Н = = /й стремится совместиться с вектором момента внешней силы MF. Угловая скорость прецессии соПр определяется соотношением
где М — момент внешней силы;
0 — угол между рамками подвеса.
Гироскоп практически безынерционен, так как с прекращением действия внешнего момента прецессия мгновенно прекращается.
Указанные свойства используются в гироскопах курсовых приборов. Первое свойство позволяет стабилизировать направление, от которого измеряется курс вертолета. Это направление часто называют опорным направлением. Второе свойство используется для восстановления первоначального положения оси ротора при ее отклонении или для придания гироскопу определенного закона движения в инерциальном пространстве.
При использовании гироскопа в курсовых приборах для стабилизации опорного направления главная ось гироскопа перво-
начально устанавливается в плоскости горизонта и направлена, предположим, по оси ОХ о (рис. 2.4), составляя с меридианом угол А0. В результате суточного вращения Земли и перемещения вертолета главная ось гироскопа или, точнее, ее проекция 0Хі на плоскость горизонта через некоторое время составит с меридианом угол А і и с плоскостью горизонта — угол 0. Для удержания оси гироскопа в горизонтальной плоскости в курсовых гироскопах имеется механизм горизонтальной коррекции, вызывающий прецессию внутренней рамы курсового гироскопа к горизонтальной плоскости. Для стабилизации главной оси гироскопа в первоначальном заданном направлении применяется другое устройство — механизм азимутальной коррекции, вызывающий прецессию главной оси гироскопа по азимуту в направлении к оси 0Хо.
Если в курсовом приборе имеются устройства, позволяющие при азимутальной и горизонтальной коррекциях учитывать и вращение Земли, и перемещение вертолета, то такой курсовой прибор будет измерять курс относительно текущего истинного меридиана, а ось гироскопа будет стабилизирована по направлению к OiXo. Но в большинстве существующих гироскопических курсовых приборов азимутальная коррекция компенсирует только вертикальную составляющую угловой скорости вращения Земли. Для этого создается момент, вызывающий прецессию главной оси гироскопа с угловой скоростью, равной
соо = соз sin fi, (2.2)’
где соз — угловая скорость вращения Земли;
В — широта места вертолета, вводимая в курсовой прибор вручную или автоматически.
Изменение азимута главной оси гироскопа за счет перемещения вертолета в курсовых приборах не учитывается. Такие курсовые приборы называются гирополукомпасами, а курс, измеренный ими, — гирополукомпасным. С помощью гирополукомпасов обеспечивается полет по ортодромии.