. Канаты и цепи
Стальные канаты, применяемые в качестве грузовых цепей и стропов, должны отвечать действующим Государственным стандартам и иметь сертификат (свидетельство) или копию сертификата за — вода-изготовителя каната об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241-80 [28].
В случае получения канатов, не имеющих указанных свидетельств, они должны пройти испытания в соответствии с приведенным стандартом.
Петля на конце каната при креплении его на грузоподъёмной машине, а также петля стропа, сопряжённая с кольцами, крюками и другими деталями, должна образовываться с использованием коуша путём заплётки свободного конца каната, постановки зажимов или другим проверенным способом по утверждённым нормам.
Прикрепление конца каната на грузоподъёмной машине может также выполняться в стальной кованой, штампованной, литой конусной втулке клином или путём заливки легкоплавким сплавом.
Число проколов каната каждой прядью при заплётке должно быть не менее числа, указанного в таблице 3.1.
Таблица 3.1. Число проколов каждой прядью в зависимости от диаметра каната
|
Последний прокол каждой прядью должен быть сделан половинным числом её проволочек (половинным сечением пряди). Допускается последний прокол делать половинным количеством прядей каната.
Количество зажимов определяется при проектировании, но должно быть не менее трёх.
Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должны быть не менее шести диаметров каната.
Стальные проволочные канаты, применяемые в качестве грузовых канатов, при проектировании и перед установкой на грузоподъёмную машину проверяются расчётом по уравнению
І = к. Р»
где Р — разрывное усилие каната в целом, принимаемое по сертификату материала, а при проектировании — по данным Государственного стандарта, кгс;
S — наибольшее натяжение ветви каната с учётом коэффициента полезного действия (КПД) полиспаста (без учёта динамических нагрузок, кгс);
К — коэффициент запаса прочности. Его значение должно соответствовать нормам, приведенным в таблицах 3.2 и 3.3.
Таблица 3.2. Коэффициент запаса прочности К грузовых канатов для различного привода и режима работы механизма
|
Таблица 3.3. Коэффициент запаса прочности К в зависимости от назначения цепи и привода машины
|
Грузовые канаты для кранов, предназначенных для подъёма и транспортировки жидкого шлака, ядовитых и взрывчатых веществ, выбирают с коэффициентом запаса прочности не менее шести.
Расчёт стропов из стальных канатов проводится по зависимости (4.1) с учётом числа ветвей канатов и угла наклона их к вертикали.
Величину натяжения S в ветви стропов определяют исходя из следующих соображений:
— груз подвешивается к крюку с помощью п ветвей стропового каната или цепи;
При известной массе груза Q натяжение S, возникающее в каждой ветви, рассчитывается по выражению
s-(—
cos ос/ п/
где при а = 0; 30; 45° коэффициент m соответственно равен 1.00; 1,50 и 1,42.
При расчёте стропов общего назначения, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ветвями принимают равным 90°.
Для стропов, предназначенных для подъема конкретного груза, при расчёте может приниматься фактический угол.
В случае расчёта стропов для подъёма грузов с обвязкой или зацепкой крюками, коэффициент запаса прочности канатов принимают не менее шести.
Конструкция многоветьевых стропов должна обеспечивать равномерное натяжение ветвей.
Пластинчатые цепи, применяемые на грузоподъёмных машинах, должны соответствовать ГОСТ 191-82 [29].
Коэффициент запаса прочности пластинчатых цепей, применяемых в грузоподъёмных машинах, по отношению к разрушающей нагрузке должен быть нс менее:
при машинном приводе — 5, ручном — 3.
Сварные и штампованные цепи, применяемые в качестве грузовых и для изготовления стропов, должны соответствовать ГОСТ 2319-81 [30].
Цепи, применяемые на грузоподъёмных машинах и для изготовления стропов, должны иметь свидетельства завода-изготовителя об их испытании в соответствии с Государственным стандартом, по которому они изготовлены.
В случае отсутствия указанного свидетельства должны быть проведены испытания образца цепи для определения разрушающей нагрузки и проверка соответствия размеров Государственному стандарту.