. Канаты и цепи

Стальные канаты, применяемые в качестве грузовых цепей и стропов, должны отвечать действующим Государственным стандар­там и иметь сертификат (свидетельство) или копию сертификата за — вода-изготовителя каната об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241-80 [28].

Подпись: ЗАПРЕЩАЕТСЯ! Использовать канаты, не снабжённые свидетельством об их испытании.
Подпись: ВНИМАНИЕ! Крепление и расположение канатов на грузо-подъёмной машине должны исключать возможность спадания с барабанов или блоков и перетирание вследствие соприкосновения с элементами конструкций или с канатами других полиспастов.

В случае получения канатов, не имеющих указанных свиде­тельств, они должны пройти испытания в соответствии с приведен­ным стандартом.

Петля на конце каната при креплении его на грузоподъёмной машине, а также петля стропа, сопряжённая с кольцами, крюками и другими деталями, должна образовываться с использованием коуша путём заплётки свободного конца каната, постановки зажимов или другим проверенным способом по утверждённым нормам.

Прикрепление конца каната на грузоподъёмной машине может также выполняться в стальной кованой, штампованной, литой ко­нусной втулке клином или путём заливки легкоплавким сплавом.

Подпись: ВНИМАНИЕ! Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может тереться канат.
Подпись: ЗАПРЕЩАЕТСЯ! Применение сварных втулок.

Число проколов каната каждой прядью при заплётке должно быть не менее числа, указанного в таблице 3.1.

Таблица 3.1. Число проколов каждой прядью в зависимости от диаметра каната

Диаметр каната, мм

Число проколов каждой прядью, не менее

До 15

4

Свыше 15 до 28

5

Свыше 28 до 60

6

Последний прокол каждой прядью должен быть сделан поло­винным числом её проволочек (половинным сечением пряди). До­пускается последний прокол делать половинным количеством пря­дей каната.

Количество зажимов определяется при проектировании, но должно быть не менее трёх.

Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должны быть не менее шести диаметров каната.

Стальные проволочные канаты, применяемые в качестве грузо­вых канатов, при проектировании и перед установкой на грузоподъ­ёмную машину проверяются расчётом по уравнению

І = к. Р»

где Р — разрывное усилие каната в целом, принимаемое по сертифи­кату материала, а при проектировании — по данным Государственно­го стандарта, кгс;

S — наибольшее натяжение ветви каната с учётом коэффициента полезного действия (КПД) полиспаста (без учёта динамических на­грузок, кгс);

К — коэффициент запаса прочности. Его значение должно соот­ветствовать нормам, приведенным в таблицах 3.2 и 3.3.

Таблица 3.2. Коэффициент запаса прочности К грузовых канатов для различного привода и режима работы механизма

Привод грузоподъёмной машины и режим работы механизма

Коэффициент запаса прочности К

Ручной

4,0

Машинный:

— Легкий

5,0

— Средний

5,5

— Тяжёлый и весьма тяжёлый

6,0

Таблица 3.3. Коэффициент запаса прочности К в зависимости от назначения цепи и привода машины

Назначение цепи

Коэффициент запаса прочности

Привод:

ручной

машинный

Грузовая, работающая на гладком барабане

3

6

Грузовая, работающая на звездочке

8

Для стропов

5

Грузовые канаты для кранов, предназначенных для подъёма и транспортировки жидкого шлака, ядовитых и взрывчатых веществ, выбирают с коэффициентом запаса прочности не менее шести.

Расчёт стропов из стальных канатов проводится по зависимости (4.1) с учётом числа ветвей канатов и угла наклона их к вертикали.

Величину натяжения S в ветви стропов определяют исходя из следующих соображений:

— груз подвешивается к крюку с помощью п ветвей стропового каната или цепи;

. Канаты и цепи 

При известной массе груза Q натяжение S, возникающее в каж­дой ветви, рассчитывается по выражению

. Канаты и цепиs-(—

cos ос/ п/

где при а = 0; 30; 45° коэффициент m соответственно равен 1.00; 1,50 и 1,42.

При расчёте стропов общего назначения, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ветвями принимают равным 90°.

Для стропов, предназначенных для подъема конкретного груза, при расчёте может приниматься фактический угол.

В случае расчёта стропов для подъёма грузов с обвязкой или за­цепкой крюками, коэффициент запаса прочности канатов принима­ют не менее шести.

Конструкция многоветьевых стропов должна обеспечивать рав­номерное натяжение ветвей.

Пластинчатые цепи, применяемые на грузоподъёмных машинах, должны соответствовать ГОСТ 191-82 [29].

Коэффициент запаса прочности пластинчатых цепей, применяе­мых в грузоподъёмных машинах, по отношению к разрушающей нагрузке должен быть нс менее:

при машинном приводе — 5, ручном — 3.

Сварные и штампованные цепи, применяемые в качестве грузо­вых и для изготовления стропов, должны соответствовать ГОСТ 2319-81 [30].

Цепи, применяемые на грузоподъёмных машинах и для изготов­ления стропов, должны иметь свидетельства завода-изготовителя об их испытании в соответствии с Государственным стандартом, по которому они изготовлены.

В случае отсутствия указанного свидетельства должны быть проведены испытания образца цепи для определения разрушающей нагрузки и проверка соответствия размеров Государственному стан­дарту.