КУРС САМОЛЕТА. КУРСОВЫЕ СИСТЕМЫ. И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

§ 17. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА САМОЛЕТА

Курсом самолета называется угол в горизонтальной плос­кости между направлением, принятым за начало отсчета, и проек­цией на эту плоскость продоль-

Обычно за начало отсчета курса принимают одну из осей навигационной системы коорди­нат, под которой понимают си­стему координат, связанную с земной поверхностью, в которой решаются основные задачи само­летовождения. Основными нави­гационными системами координат являются: географическая и орто — дромическая. В географической системе координат за начало от­счета курса берется направление географического (истинного) ме­ридиана, в ортодромической си­стеме— направление главной ор­тодромии (условного экватора).

Истинным курсом (ИК или — fn) называется курс, измеренный от касательной к географическому меридиану (рис. 4.2).

Ортодромнческим курсом (ОК или jo) называется курс, изме­ренный от касательной к параллели или меридиану ортодромиче — ской системы координат (рис. 4.3).

Условным курсом (УК или ху) называется курс, измеренный от некоторого условного направления, например от нанесенной на по­летную карту прямоугольной системы координат (рис. 4.4).

Рис. 4.3. Ортодромический курс самолета

Помимо указанных направлений за начало отсчета курса может быть принято направление магнитного меридиана. В этом случае угол, измеренный в горизонтальной плоскости между касательной к магнитному меридиану и продольной осью самолета, называется магнитным курсом (МК или ум).

Для перехода от одной системы измерения курса к другой не­обходимо знать взаимное расположение меридианов, от которых измеряется курс в этих системах. Взаимное расположение мери­дианов определяется с помощью углов, которые получили опреде­ленные названия и обозначения. Так, угол между истинным и маг­нитным меридианом данной точки называется магнитным склоне­нием и обозначается Дм; угол между условным и истинным мери­дианом принято называть азимутальной поправкой и обозначать Да; угол между условным и магнитным меридианом называют условным магнитным склонением и обозначают ДМу. Все эти углы измеряются в диапазоне ±180°: по ходу часовой стрелки со знаком плюс, против хода часовой стрелки со знаком минус. Магнитное склонение измеряется от истинного меридиана, а азимутальная по­правка и условное магнитное склонение — от условного меридиана.

Зависимость между магнитным, истинным и условным курсом показана на рис. 4.5. Из рисунка видно, что

ик = мк + (±Дм);

УК = ИК — f (±ДА); (4.1)

УК = МК + (±ЛМу),

где Дм— магнитное склонение;

Ад—азимутальная поправка;

ДМу— условное магнитное склонение.

При пересчете курса по этим формулам может случиться так, что будет получено значение курса как более 360°, так и отрица­тельное. Так как курс принимает только положительные значения

Рис. 4.5. Зависимость ме-
жду магнитным, истин-
ным и условным кур-
сами

в пределах от 0 до 360°, то в первом случае надо от полученного значения курса вычесть период 360°, а во втором взять дополнение полученного значения курса до 360°.

Пример 1. МК = 350°, Дм = +15°. Определить ИК.

Решение. ИК = МК + (+ДМ) = 350° + ( + 15°) = 5°. Ответ: ИК = 5° Пример 2. ИК = 10°, ДА = —20°. Определить УК.

Решение. УК = ИК + (±ДА) = 10° + (—20°) = 350°. Ответ: УК = 350°. Пример 3, МК = 300°, ДМу = —15°. Определить УК.

Решен и е. УК = МК + (±ДМу) = 300° + (-15°) = 285°.

Здесь £S0 и рм — направлений главной ортодромии, измеренные соответственно относительно географического или магнитного ме­ридиана данной точки.

Пример 1. ИК = 40°, ри = 340°. Определить ОК.

Решение. ОК = ИК — {5„ = 40° — 340° = (360° + 40°) — 340° = 60°.

Ответ: ОК = 60°.

Пример 2. МК = 350°, рм = 300°. Определить ОК.

Решение. ОК = МК — Рм = 350° — 300° = 50°. Ответ: ОК = 50°.

Меридиан, относительно которого производится измерение курса на отдельном этапе или• на протяжении всего маршрута по­лета, принято называть опорным меридианом.

В качестве опорных меридианов применяются:

— главная ортодромия — условный экватор ортодромической системы координат, построенный на карте для выбранного марш­рута или для района полетов;’ 1

— истинный или магнитный меридиан аэродрома вылета (по­садки);

— истинный или магнитный меридиан основных точек марш­рута;

— истинные меридианы с долготой 0 или 90°. Прямые линии, параллельные этим меридианам, нанесены на картах стереографи­ческой проекции, изданных для полярных районов;

— направление взлетно-посадочной полосы аэродрома взлета или посадки.

Приборы, с помощью которых измеряется курс самолета, на­зываются курсовыми приборами или компасами.

Основу курсового прибора составляет чувствительный элемент. Он позволяет определять или фиксировать направление, принятое за начало отсчета курса. Чувствительные элементы могут быть магнитными, гироскопическими, астрономическими или радиотех­ническими. В соответствии с чувствительным элементом авиацион­ные курсовые приборы принято называть магнитными, гироскопи­ческими, астрономическими и радиокомпасами.

В основе применения магнитных компасов лежат свойства маг­нитного поля Земли. В гироскопических курсовых приборах ис­пользуются свойства гироскопа. Астрономические компасы позво­ляют измерять курс путем определения направления на небесные светила. В радиокомпасах используются свойства электромагнит­ных полей, излучаемых специальными устройствами, находящи­мися на борту самолета или на земле.

Для увеличения точности и надежности измерения курса на са­молете устанавливаются курсовые приборы с различными чувстви­тельными элементами.

Рассмотрим принцип действия, особенности устройства и при­менения курсовых приборов, основанных на использовании маг­нитного поля Земли и свойств гироскопа.