Современные представления о психологическом содержании деятельности летчика
Рассматриваемые в этом разделе представления о психологи — — ческом содержании деятельности летчика необходимы для понимания материалов, изложенных в последующих разделах. Без выявления психологических особенностей деятельности летчика нельзя определить, насколько закономерны результаты его действий, каковы причины, обусловившие тот или иной результат, нель — ;зя в конечном итоге разработать систему мероприятий, обеспечивающих эффективность выполнения полетов и их безопасность.
Профессиональная деятельность летчика как специфический ;вид трудовой деятельности принадлежит к числу наиболее сложных и динамичных. •
Известно, что любая деятельность исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенных целей. Мотивы— это то, что побуждает и-направляет деятельность человека, ■а цели — это те результаты, на достижение которых она направлена. Мотивированность деятельности летчика зависит от объективной и субъективной, значимости поставленной перед ним задачи, от понимания ее важности и отношения к ней. Например, уровень мотивированности будет различным в зависимости от того, ■выполняется учебный полет, или полет, связанный с выполнением ответственного задания, или упражнение для отработки действий при отказе, или ликвидация реальной аварийной ситуации, поскольку в этих случаях меняется их объективная и субъективная (разная степень опасности, разные последствия для летчика в случае невыполнения задания) значимость. В зависимости от мотива меняется качество деятельности, поскольку меняется степень уси — ■лий и стараний летчика.
Содержание и структура деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом, определяются ее целями.
Для летчика при управлении ЛА цель его деятельности выступает как идеальное представление заданного состояния объекта ■управления, отражаемого в сознании в виде образа-цели. Целенаправленность — важнейшая психологическая характеристика деятельности. Достижение поставленной цели — это не одномоментный акт, а более или менее длительный процесс, развертывающий
ся во времени в систему частных промежуточных задач, каждая из которых реализуется путем выполнения отдельного действия.
Так, цель деятельности летчика рейсового самолета состоит в том, чтобы благополучно доставить пассажиров в аэропорт назначения. Выполняя эту цель, он ставит перед собой такие промежуточные цели, как пилотирование самолета, оценка метеообстановки по трассе полета, установление связи с наземными диспетчерскими пунктами и т. д.
Элемент деятельности, посредством которого осуществляется достижение цели, в психологии называют действием. Одно и то же действие человек может выполнять разными способами (операциями) . Операции являются элементами действий, их состав определяется теми внешними обстоятельствами, в которых возникла цель действия. Например, действие, направленное на уменьшение скорости полета, в зависимости от конкретных условий может быть выполнено разными операциями: движением штурвала, приводящим к увеличению угла тангажа, движением рукоятки управления двигателем для уменьшения тяги, включением тумблера, управляющего выпуском воздушных тормозов. Примерами операций у летчика могут служить: количество фиксаций взгляда на приборах, отработанные движения органами управления, автоматизированные навыки включения-тумблеров и т. п.
Схематично деятельность летчика можно описать следующим образом. Цель деятельности летчика состоит в том, чтобы перевести объект управления—-летательный аппарат (ЛА) из одного состояния в другое или удержать его в заданном состоянии, преодолевая внешние возмущения. На основе имеющейся информации летчик формирует образ задаваемого (будущего) состояния ЛА: образ—цель, которая должна быть достигнута в результате деятельности. Воспринимая, сигналы, поступающие от системы отображения информации и окружающей среды, летчик оценивает текущее состояние ЛА, сличает его с образом-целью, анализирует возможные способы действий,, принимает решение и выполняет управляющие действия.
Сигналы, возникающие в результате этих действий, передаются через технические устройства в ЛА, изменяя его состояние. Сигналы об изменившемся состоянии ЛА поступают к летчику, который оценивает, насколько достигнута побтавленная цель. В зависимости от результата оценки летчик либо прекращает данное управляющее воздействие, либо выполняет новое (в последнем случае цикл управления повторяется).
В приведенной схеме летчик рассматривается в качестве особого звена системы «летчик — самолет», направляющего ее на достижение заданного результата. Универсальным психофизиологическим механизмом, с помощью которого организуются психические процессы восприятия и переработки информации, принятия решения в процессе управления ЛА, является так называемый образ (концептуальная модель) полета. Образ полета — это формн
руемое у летчика в полете на основе чувственного восприятия, знаний и прошлого опыта представление о положении самолета и режиме полета.
При выполнении конкретных действий в образе полета на первый план выступает один из трех его компонентов: образ пространственного положения, «образ приборов» и чувство самолета.
Образ пространственного положения регулирует пространственную ориентировку летчика: представление о положении и движении самолета относительно земли. /
В визуальном полете ориентировка осуществляется, естественно, благодаря непосредственному восприятию окружающего пространства. Для оценки положения самолета летчику не нужно затрачивать специальных усилий, т. е. ориентировка осуществляется, как правило, без контроля сознания.
В полете по приборам пространственная ориентировка требует интенсивной умственной работы. Так как летчик не видит непосредственно своего пространственного положения и перемещения относительно земной поверхности, то он должен (чтобы действовать сознательно, а не вслепую) мысленно представлять пространственное положение самолета, т. е. на основе показаний приборов формировать образ пространственного положения. В изменении способа определения положения самолета в пространстве, а именно в переходе от ориентировки непосредственной к опосредованной, на основе показаний приборов, и состоит основное, принципиальное отличие полета по приборам от визуального.
Как известно, для человека фундаментальным ориентиром является направление силы земного притяжения. Отсюда большинство случаев нарушения пространственной ориентировки возникает оттого, что направление результирующей перегрузки (при искривлении траектории полета) принимается за направление силы земного тяготения. Реально это означает, что даже в перевернутом полете летчик не чувствует себя повисшим вниз головой, несмотря на то что он в этом положении видит землю над собой.
Таким образом, в конкретном применении к системе «летчик — самолет» ориентировка в пространстве включает умственное преобразование комплекса противоречащих друг другу сигналов. Это означает, что ориентировка в пространстве требует активной направленности сознания на постоянную умственную оценку воспринимаемого потока информации.
В условиях полета ощущения нередко противоречат интеллектуальной оценке, поэтому и появляются затруднения в создании образа пространственного положения. Возникающие в полете ускорения действуют на анализаторы человека как сила тяжести, но при этом они не являются постоянными ни по направлению, ни по величине, и это нарушает естественную схему ориентирдвания. Возникает противоречие между визуальными и интероцептивными сигналами, между восприятием и мышлением, внутренним ощущением и умственной оценкой положения’ тела летчика (самолета) в пространстве. Объективное положение самолета в пространстве, определяемое на основе зрительных сигналов, не соответствует субъективным ощущениям. Если это несоответствие осознается, летчик усилием воли старается подавить ложные ощущения. Если нет правильной умственной оценки пространственного положения, то, подчиняясь ощущениям, летчик может совершить грубую ошибку в управлении и нарушить безопасность полета.
Итак, формирование образа пространственного положения протекает осознанно, причем летчик использует весь свой опыт. Основной компонент образа полета -—образ пространственного положения — должен постоянно поддерживаться, видоизменяться соответственно поступающей приборной информации, противостоять разрушительному влиянию неинструментальных сигналов.
Следующий компонент образа. полета’—«образ прибо- р о в» — это представление о режиме полета, формируемое на основе сопоставления заданных и фактических показаний приборов, кото — роеглетчик постоянно поддерживает в сознании, фиксируя взглядом положение стрелок, индексов и других сигналов на приборной доске. Преобладание «образа приборов» на’каком-либо этапе пилотирования приводит к автоматичности выполнения управляющих действий, которая может наблюдаться, например, в длительном и спокойно протекающем полете по маршруту. В других случаях «образ приборов» выступает на первый план при необходимости срочно вывести самолет из сложного (непонятного) положения в горизонтальный полет, при этом автоматичность исполнения может подчас стать причиной ошибки из-за отсутствия осознаваемого образа пространственного положения.
•’«Образ’приборов».лаконичен, в нем доминирует не осмысливание существа происходящих йзменений, а значение самих сигналов, непосредственное восприятие которых обеспечивает быстроту и точность двигательных реакций, но снижает потенциальную надежность действий летчика.
Специфическим содержанием обладает третий компонент образа. полета— чувство самолета. Нго ‘формирование связано с поступлением неинструментальных сигналов: ускорений, усилий на органах управления, шумов и пр.
Нейнструментальные сигналы играют сложную, противоречивую роль. Во-первых, многие из них относятся к так называемым отрицательным факторам полета, выступают как неприятные, иногда вредные для организма. физические воздействия. Во-вторых, они могут неправильно интерпретироваться летчиком и служить причиной его ошибочных решений. В-третьих, они очень важны для ощущения летчиком своей слитности с самолетом и помогают упреждать изменения положения. самолета, обеспечивают наиболее экономный способ построения управляющих движений. . , — .
Использование летчиком неинструментальных, невизуальных сигналов для пилотирования подтверждается экспериментальными данными. Согласно исследованиям [8] подавляющее большинство движений связано с поступлением зрительных сигналов, однако в 13% случаев движения явились результатом тактильных или иных ощущений летчика. В экспериментах, проведенных В. В. Давыдовым и А. Б. Васильевым, установлено, что 23% управляющих движений летчика в горизонтальном полете выполняется без зрительного контроля и 20% — с частичным зрительным контролем [9]. Характерно, что при полетах на статическом пилотажном тренажере (т. е. при отсутствии акцелерационных воздействий на летчика) число движений, выполняемых при частичном зрительном контроле, составило 12%, без зрительного контроля — всего 1%.
Летчики с большим опытом полетов по приборам не только не отрицают возможность использования неинструментальных сигналов, но и подчеркивают необходимость воспитания способности управлять на их основе. Развитое чувство самолета позволяет ощущать малейшие движения самолета. Это способность летчика к восприятию и правильному выбору всех важных для управления полетом сенсорных раздражителей и к своевременному реагированию на них движениями органов управления.
В процессе пилотирования на летчика воздействуют линейные и угловые ускорения по трем осям связанной системы координат самолета *. При увеличении скорости возникают только линейные ускорения пх по продольной оси самолета X, при искривлении траектории полета в вертикальной плоскости — линейное ускорение nv по нормальной оси У и угловое ускорение пг вокруг поперечной оси Z. Искривление траектории в горизонтальной плоскости связано с появлением угловых ускорений со* и со у, а также, линейного ускорения по поперечной оси со*. Воздействие линейных и угловых ускорений воспринимается вестибулярным анализатором. Авиационными специалистами было’ установлено, что акцелерационные ощущения полезны для повышения точности пилотирования.
Если угловые ускорения или градиент их нарастания ниже пороговых (при длительностях воздействия порядка 0,5—1 с, 1,1—2 с, 2,1—3 с), порог равняется соответственно 2,4 град/с[1], 1,6 град/с2 и 1,2 град/с2 i[ 10], то могут ^произойти значительные изменения положения самолета, которые не будут восприняты летчиком из — за отсутствия акцелерационных ощущений (если он по каким-либо причинам отвлекся от контроля за показаниями приборов). —
Важную роль играют ощущения летчиком положения и движений собственного тела, усилий и амплитуды при перемещении штурвала управления, обеспечиваемые мышечным чувством. В целом чувство самолета, безусловно, не дает точного представления об изменении параметров полета, но оно призвано обеспечить направленность сознания на контроль тех параметров полета, которые нуждаются в первоочередном обслуживании.
Итак, образ полета — динамическая, изменчивая структура. Его содержание зависит от условий полета, решаемой задачи, состоя-‘
ния летчика, объема его знаний, памяти, летного опыта. Важно» подчеркнуть роль образа как регулятора действий летчика в полете. Управляющие действия летчика регулируются образом полета,, который в свою очередь все время корректируется, уточняется на основе восприятия приборной и неинструментальной информации.. Чем точнее’ и полнее образ полета, теїй увереннее действия летчика.
Процесс пилотирования включает восприятие информации из- окружающей среды, от приборов и сигнализаторов, формирование — образа полета и исполнение действий, направленных на сохранение или изменение режима полета.
Внешне процесс пилотирования характеризуется показателями — сбора информации (данными о перемещении и длительности фиксаций взгляда), двигательной активности (число, амплитуда и скорость движений), а также качеством выдерживания параметров — полета.
Когда земная поверхность не видна (полет ночью или в облаках), летчик обращается к пилотажно-навигационным приборам от 50 до 200 раз в минуту, фиксируя взгляд на каждом приборе в течение 0,3—0,9 с. Кроме того, он периодически воспринимает показания других приборов и сигнализаторов, зрительно контролирует манипуляции органами управления бортовыми системами. Даже кратковременное лишение возможности получать зрительную информацию от приборов приводит к потере представления о пространственном положении. При отсутствии визуальных сигналов летчик не в состоянии определить, что пространственное положение самолета изменилось. Таким образом, роль зрительных сигналов в полете по приборам является решающей для выдерживания заданного режима полета.
Пилотажная информация поступает от следующих основных приборов: авиагоризонта, вариометра, указателей высоты, скорости, курса. Установлено, что параметры движения самолета, которые измеряют перечисленные выше приборы, изменяются с различной скоростью: быстро изменяются крен, вертикальная скорость и тангаж; во много раз медленнее йзмёняются курс и высота полета. В связи с этим в процессе пилотирования приборы используются также по-разному. Вариометр и авиагоризонт используются чаще и служат для организации управляющих воздействий и их корректировки. Это — основные приборы выдерживания режима — приборы управления. Другие приборы служат преимущественно для контроля и используются с меньшей периодичностью.
В зависимости от использования летчиком показаний приборов для контроля или управления информация делится на контрольную и управляющую. Взаимодействие летчика с этими видами информации различно. Контрольную информацию летчик воспринимает и оценивает за время одной короткой фиксации взгляда. Перерывы восприятия такой информации составляют в среднем 5 с, но иногда достигают 20 с и более.
Если летчик оценил информацию как отклонение от заданного $ режима, он начинает движение по управлению. Для корректировки движения он обращается к приборам управления, которые фик — " еирует взглядом каждые 1—2 с. Маршруты перемещения взгляда яо приборам определяются содержанием информации, _ значимостью сигналов для данного режима управления. Частота фиксаций взгляда зависит и от степени устойчивости самолета: чем меньше устойчивость, тем чаще фиксации взгляда. Повышение требований к точности выдерживания параметров полета обязательно влечет интенсификацию сбора информации: так, на посадке частота фиксаций взгляда на пилотажных приборах может увеличиваться до 3—4 в секунду.
Различие режимов пилотирования, многообразие воздействий внешней среды, изменение в течение одного полета характеристик устойчивости и управляемости самолета — все это не позволяет использовать заученную схему перемещения взгляда по приборам, эффективную для любых (или, точнее, для большинства) условий полетц. Так, на сравнительно коротком этапе полета — заходе на посадку — летчик неоднократно перестраивает способ сбора информации в зависимости от потребностей управления. Материалы, характеризующие длительность контроля основных пилотажных приборов на двух участках захода на посадку (табл. 1.1), показывают. что летчик, используя различные приему сбора информации, может перестраивать способы контроля параметров полета в. зависимости от задачи управления.
Таблица 1.1 Показатели визуального контроля приборов в зависимости от задачи управления
|
Как — видно из табл. 1.1, если на первом участке полета преимущественное внимание уделяется параметрам управления в боковом канале (крен, курс), то на втором произошло перераспределение контроля приборов в пользу высотных параметров (вариометр,
высотомер). При этом на втором участке летчик тщательно продолжал контролировать указатель курса, уделяя сравнительно мало времени контролю авиагоризонта.
Восприятие приборной информации происходит в интересах построения управляющих движений. Структура управляющих движений (их число, амплитуда, скорость, направление, состав) при выполнении одной и той же частной задачи пилотирования очень. разнообразна. Изменчивость двигательных актов характерна не только для разных летчиков, но и для одного и того лее летчика в одном полете. Это разнообразие приемов — показатель того,, что у летчика не строго автоматизированный двигательный навык, а формируется умение, для которого характерно варьирование движений в зависимости от условий. Движения летчика требуют непрерывной Корректировки и, следовательно, восприятия и переработки управляющих сигналов; при этом ведущими являются зрительные сигналы’—показания пилотаншых приборов. Устранение любого отклонения требует активного внимания летчика. В случае появления отклонений одновременно по двум основным каналам управления (боковому и продольному) задача управления значительно усложняется. На трудность одновременного и одинаково эффективного управления сразу по двум основным каналам указывают факты типичных аварийных ситуаций на посадочной прямой, когда летчик, занятый исправлением отклонений от курса посадки, упускает контроль высоты полета и допускает опасное снижение.
Возникает вопрос: как строятся управляющие воздействия при наличии отклонений сразу по двум каналам управления?. Прекращает ли летчик, например, управление по каналу крена, когда он воспринимает информацию от вариометра? Как показали исследования, не прекращает. Установлено, что управляющие воздействия под контролем зрения сменяются управляющими воздействиями без зрительного контроля соответствующего прибора., Благодаря этому зрение высвобождается для восприятия информации. по второму каналу управления.
Оказывается, только 50—80% общего времени выполнения движений элеронами и рулем высоты при выполнении захода на по — •садку. летчик смотрит на указанные выше пилотажные приборы. Это объясняется тем, что, зная динамические характеристики самолета, летчик способен предвидеть результаты своих управляющих движений.
Способность предвидеть предстоящие эволюции самолета и прогнозировать необходимые действия обеспечивается благодаря наличию у летчика образа полета. На основе образа полета опытный летчик может, в частности, точнее прогнозировать показания приборов, которые предстоит считывать. Вот почему, обращаясь к прибору, опытный летчик не воспринимает его показания как совершенно новые, а лишь убеждаемся, что они соответствуют его представлению о режиме полета. Не случайно время считывания пока-
‘2 Зак. 5945
заний приборов у более опытного летчика в 1,5—2 раза меньше, чем у менее опытного.
В делом знание основных закономерностей трудовой деятельности летчика, ее психологического содержания является необходимым условием для выбора путей и способов обеспечения его надежности. Именно с позиций психологического учения о деятельности возможно выявление истинных причин недостатков взаимодействия и нарушений безопасности в системах «человек — авиационный комплекс — среда».