МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Развитие и совершенствование самолетно-верто­летного парка (СВП), наземных автоматизирован­ных систем и бортовых устройств, обусловленное по­вышением регулярности и снижением метеоминиму — мов для полетов ВС, усложняет условия их эксплуа­тации, что может привести к снижению надежности, а следовательно, и безопасности полетов.

Ускорение темпов развития технической оснащен­ности авиационной транспортной системы требует разработки и внедрения особых мероприятий по обес­печению безопасности полетов. Надежность авиацион­ной техники — важный фактор безопасности. К ос­новным методам обеспечения надежности относятся: установление ресурса; установление срока службы; использование высоконадежных узлов и агрегатов; резервирование.

Ресурс —• это наработка изделия в часах или циклах (число посадок и т. д.) до наступления пре­дельного состояния. Различают гарантийный, назна­ченный и межремонтный ресурсы.

Гарантийным ресурсом определяется максимально допустимая наработка изделия, в течение которой изготовитель гарантирует работоспособность изделия при соблюдении установленных правил эксплуатации. Назначенный ресурс —• суммарная наработка объек­та, при достижении которой эксплуатация должна быть прекращена независимо от его состояния. Меж­ремонтный ресурс — наработка объекта между дву­мя последовательными ремонтами. Так, назначенный ресурс самолета Л-410 УВП составляет 20 000 ч, а межремонтный (до первого ремонта) — 4000 ч или 6000 посадок.

Установление сроков службы изделия предусмат­ривает условия сохранения эксплуатационных свойств и надежности изделия при наличии запаса ресурса. Так, для указаного самолета Л-410 УВП установ­лен срок службы (до первого капитального ремонта) 5 лет, при условии невыработки установленного ре­сурса, т. е. наработка не превышает 4000 ч или 6000 посадок.

, Резервирование — это метод повышения надеж­ности изделия путем введения резервных частей, являющихся избыточными по отношению к мини­мальной функциональной структуре.

Оно подразделяется на структурное, информацион­ное, функциональное и нагрузочное. Структурное ре­зервирование — это метод повышения надежности изделия, предусматривающий использование избы­точных структурных элементов. К структурному ре­зервированию относится резервирование каналов уп­равления ВС, источников электропитания агрегатов и систем ВС. Информационное резервирование — ме­тод повышенйя надежности системы или изделия, предусматривающий использование способности эле­ментов. выполнять дополнительные функции.

Примерами функционального резервирования мо­гут служить различные сочетания основных пило­тажных и дублирующих приборов. Так, электриче­ский указатель поворота ЭУП-53 на’самолете Як-18Т при отказе авиагоризонта покажет пилоту не только сторону разворота, но и значение кренов при соблю­дении координации на развороте. Параметры гори­зонтального полета можно контролировать по значе­ниям углов тангажа считываемых с авиагоризонта при отказе вариометра и т. д. Нагрузочное резерви­рование — метод повышения надежности изделия, •предусматривающий использование избыточности по его способности к восприятию нагрузок.

Так, правила летной эксплуатации самолета Л-410 УВП предписывают максимально допустимый режим работы двигателей, равный максимальному, взлетно­му: Л^взл = 515,2 кВт. В чрезвычайных условиях при отказе критического двигателя на «взлете на работо­способном двигателе можно исподьзовать чрезвычай­ный режим. При этом мощность двигателя увеличи­вается до 559,3 кВт,

Резервирование •систем приводит к подразделению элементов на основные и резервные. Основной эле­мент изделия —. минимально необходимый для обес­печения его работоспособности. Резервный элемент предназначен для обеспечения работоспособности изделия при отказе основного. Резервирование может быть однократным или, мноз? ркратцьщ. Под кратно­стью резервирования понимают отношение числа ре­зервных элементов к числу резервируемых.

По способу резервирования различают: общее ре­зецирование, при котором резерв предусматривается, на случай отказа системы или агрегата в целом; раз­дельное резервирование, на случай отказа отдельных, элементов системы; смешанное резервирование, при котором сочетают различные виды резервирования в одном изделии.

В зависимости от времени работы резервных эле­ментов различают: постоянное резервирование, при котором резервные элементы работают наравне с ос­новными; резервирование замещением, при котором! элементы резерва вступают в. работу только при отказе основных; ..скользящее резервирование, при» котором группа основных элементов изделия резер­вируется одним или несколькими резервными эле­ментами, каждый из которых может заменить любой, основной элемент в данной группе.