ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В настоящее время почти все вертолеты, включая и легкого класса, оборудуются гидроусилителями. Установка их на легких вертолетах, на которых допустимо ручное управление, все равно оправдывается, так как создает «комфорт» летчику, а в весовом отношении имеет незначительный проигрыш (отпадает необходимость установки тяжелых инерционных демпферов) [12].
Следует отметить,- что усилия на рычагах управления вертолета сильно зависят от скорости полета, причем эта зависимость совершенно не похожа на зависимость усилия на ручке самолета по скорости полета. На самолете постоянная составляющая усилий на определенной скорости может быть уменьшена до нуля посредством отклонения аэродинамического триммера. На вертолете, не оборудованном гидроусилителями, для этой цели используются пружинные триммерные устройства, создающие на ручке определенное усилие при ее отклонении.
Применение гидроусилителей на вертолетах в нашей стране было осуществлено в 1952 г., причем впервые, значительно раньше, чем на самолетах было выполнено полностью необратимое бустерное управление. Эта система на вертолете Ми-4 с искусственной пружинной загрузкой ручки и педалей, обеспечивающей необходимый градиент усилий при управлении, прошла испытания и в настоящее время применяется на всех вертолетах [13][13].
При проектировании вертолета после проведения аэродинамического расчета обычно задаются такие параметры его несущего и хвостового винтов, втулки и автомата перекоса, а также компоновки в целом, которые обеспечивают (при определенных углах отклонения автомата перекоса, перемещении ползуна общего шага и изменении углов лопастей хвостового винта) получение необходимой мощности и эффективности управления. В данной главе будет рассмотрено проектирование меха-
нической проводки управления, гидросистемы, а также способы включения автопилота в систему управления.
Правильное проектирование системы в целом чрезвычайно важно, так как в конечном итоге управление существенно влияет на оценку летчиком устойчивости и управляемости любого летательного аппарата, в том числе и вертолета. Действительно, можно правильно рассчитать и выбрать все параметры, обеспечивающие достаточную мощность и эффективность управления, но не реализовать этого при наличии плохо спроектированного управления. Повышенное трение в системе, недостаточная жесткость, неправильно подобранные загрузочные пружины рычагов управления, чрезмерные люфты в механической проводке и т. п. отрицательно сказываются на управление вертолетом. Поэтому, приступая к рабочему проектированию системы управления, необходимо достаточно обоснованно выбрать тот или иной тип механической проводки с учетом включения в нее автопилота и гидроусилителей.