ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

При управлении несущим винтом вертолета в цепи управления дей­ствуют усилия, определяемые шарнирными моментами лопастей. Эти усилия имеют постоянные и переменные составляющие, причем величи­на последних относительно велика (30% и более от постоянной состав­ляющей). Усилия в цепи управления сильно возрастают с увеличением полетного веса вертолета.

В настоящее время почти все вертолеты, включая и легкого класса, оборудуются гидроусилителями. Установка их на легких вертолетах, на которых допустимо ручное управление, все равно оправдывается, так как создает «комфорт» летчику, а в весовом отношении имеет незначи­тельный проигрыш (отпадает необходимость установки тяжелых инер­ционных демпферов) [12].

Следует отметить,- что усилия на рычагах управления вертолета сильно зависят от скорости полета, причем эта зависимость совершенно не похожа на зависимость усилия на ручке самолета по скорости полета. На самолете постоянная составляющая усилий на определенной скоро­сти может быть уменьшена до нуля посредством отклонения аэродина­мического триммера. На вертолете, не оборудованном гидроусилителя­ми, для этой цели используются пружинные триммерные устройства, создающие на ручке определенное усилие при ее отклонении.

Применение гидроусилителей на вертолетах в нашей стране было осуществлено в 1952 г., причем впервые, значительно раньше, чем на са­молетах было выполнено полностью необратимое бустерное управле­ние. Эта система на вертолете Ми-4 с искусственной пружинной загруз­кой ручки и педалей, обеспечивающей необходимый градиент усилий при управлении, прошла испытания и в настоящее время применяется на всех вертолетах [13][13].

При проектировании вертолета после проведения аэродинамическо­го расчета обычно задаются такие параметры его несущего и хвостового винтов, втулки и автомата перекоса, а также компоновки в целом, кото­рые обеспечивают (при определенных углах отклонения автомата пере­коса, перемещении ползуна общего шага и изменении углов лопастей хвостового винта) получение необходимой мощности и эффективности управления. В данной главе будет рассмотрено проектирование меха-

нической проводки управления, гидросистемы, а также способы вклю­чения автопилота в систему управления.

Правильное проектирование системы в целом чрезвычайно важно, так как в конечном итоге управление существенно влияет на оценку лет­чиком устойчивости и управляемости любого летательного аппарата, в том числе и вертолета. Действительно, можно правильно рассчитать и выбрать все параметры, обеспечивающие достаточную мощность и эф­фективность управления, но не реализовать этого при наличии плохо спроектированного управления. Повышенное трение в системе, недоста­точная жесткость, неправильно подобранные загрузочные пружины ры­чагов управления, чрезмерные люфты в механической проводке и т. п. отрицательно сказываются на управление вертолетом. Поэтому, присту­пая к рабочему проектированию системы управления, необходимо до­статочно обоснованно выбрать тот или иной тип механической проводки с учетом включения в нее автопилота и гидроусилителей.