РОЛЬ ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БП
В обеспечении безопасности и регулярности полетов важное место принадлежит инженерно-авиационной службе гражданской авиации (ИАС ГА).
Она имеет централизованную структуру. Общее руководство ИАС осуществляет Главное управление — эксплуатации и ремонта ‘.. авиационной техники. (ГУЭРАТ МГА), которое возглавляет начальник, управления, подчиненный заместителю министра» гражданской авиации. Все указания и распоряжения. ГУЭРАТ-МГА обязательны к выполнению во всех, эксплуатационных предприятиях, учреждениях и учебных заведениях гражданской авиации.
ИАС в территориальных управлениях и. производственных объединениях гражданской: авиации возглавляется главными инженерами-заместителями начальников ■ управления.. .(.производственного объединения) по иАс. Главный, инженер осуществляет руководство ИАС эксплуатационных предприятий, входящих в состав’территориального управления (производственного объединения);, с: помощью., аппарата,,
«состоящего из заместителей главного инженера, ин — гженербв по специальностям и технйческого отдела.
На. эксплуатационных авиапредприятиях, за основу организационной структуры НАС приняты авиационно-технические базы (АТБ). В зависимости от «объемов работы АТБ подразделяются на пять групп .(табл. 2).
АТБ — составная часть эксплуатационного авиа — предприятия. Основными производственными структурными подразделениями АТБ являются: цех (цехи) апериодического технического обслуживания, цех.(участок) текущего ремонта; цех (участок) лабораторных проверок и ремонта спецоборудования; цех (участок) обслуживания бытового оборудования; щех (участок) подготовки производства. Кроме того, з состав АТБ входят: отдел технического контроля, технолого-конструкторское бюро (технический отдел), .лаборатория диагностирования, производственно — .диспетчерский отдел, отдел главного механика, нормативно-исследовательская группа, группа обслужи — зания тормозных парашютов, группа расшифровки записи режимов полета.
Роль ИАС заключается в обеспечении высокого [уровня надежности авиационной техники посредством проведения различных форм технического обслужива — ;ния и мероприятий по профилактике отказов.
Она решает комплекс задач по обеспечению надежности авиационной техники в процессе ее зкс- шлуатации в производственных подразделениях, а именно: планирование использования ВС для воздушных перевозок и спецприменения в народном.-хозяйстве; планирование, организацию и выполнение работ по техническому обслуживанию и подготовке
“Таблица 2. Классификация АТБ
ВС к полету; разработку и проведение мероприятий по предупреждению авиационных ‘происшествий, связанных с отказами авиационной техники и совершенствование методов технического обслуживания. ВС.
Функциональные связи ИАС с системой «Э — ВС» обусловлены взаимодействием систем «Обеспечение — полета» и «Э — ВС» в общей авиационной транспортной системе. В процессе полета прямых функциональных связей между этими системами нет, и, с точки зрения теория надежности, факторы, связанные с работой ИАС, являются внешними по отношению к системе «Э — ВС». Однако с позиции теории! безопасности факторы, связанные с функционированием ИАС, важны для системы «Э — ВС», так как они влияют на надежность авиационной техники, а* в конечном счете и на безопасность, функционирования системы «Э — ВС». Функциональная связь ИАС. с системой «Э — ВС» опосредована и проявляется через систему технического обслуживания ВС.
Техническое обслуживание ВС включает выполнение регламентных работ, замену агрегатов по отработке ресурса, устранение отказов и неисправностей, заправку ГСМ рабочими жидкостями и газами,, текущий ремонт и оформление технической документации. В гражданской авиации в настоящее время: применяется планово-предупредительная система! технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Она характеризуется обязательным соблюдением в объемах работ и периодичности их выполнения. По техническому обслуживанию система регламентирована принятой периодичностью выполнения работ, а по ремонту — межремонтными ресурсами. Техническое обслуживание выполняется в соответствии с регламентами и технологическими указаниями, разрабатываемыми для каждого типа ВС.. Регламентами предусматривается выполнение в течение межремонтного ресурса ВС оперативных и периодических видов технического обслуживания.
Основное назначение оперативного техническогс* обслуживания — устранение возникших в полете1 отказов и неисправностей и подготовка В. С к очередг — ному полету. Оно производится перед вылетом, шш после прилета ІВС. «Формами оперативного технического обслуживания современных ВС являются форма А (Ф-А), форма Б (Ф-Б), а для некоторых типов :ВС и форма. В (Ф-В).
Техническое — обслуживание по форме А выполняется: после каждой посадки ВС, если не требуется выполнения более сложной формы технического обслуживания; перед вылетом после выполнения периодического технического обслуживания; перед вылетом, если продолжительность стоянки ВС после выполнения любой формы технического обслуживания превышает календарный срок, указанный в регламенте.
Техническое обслуживание по форме Б проводится в базовом аэропорту через определенный календарный срок эксплуатации (7—10 сут), если по налету часов не требуется выполнять периодическое техническое обслуживание.
Техническое обслуживание по форме В осуществляется перед вылетом ВС, если запланированный полет не состоялся и простой превысил время, указанное в регламенте.
Оперативное техническое обслуживание предусматривает выполнение работ по встрече ВС, осмотру и обслуживанию, обеспечению стоянки и вылета. Работы по обеспечению стоянки выполняются в случае приемки ВС от экипажа в АТБ на техническое обслуживание.
Периодическое техническое обслуживание в базовых аэропортах производится через установленный налет часов ВС,,Лериодическое техническое обслужи-, •ванне проводится с целью выявления и устранения — отказов и неисправностей авиационной техники, н выполнения профилактических мероприятий по. их предупреждению. По трудоемкости и продолжительности выполнения периодические формы технического обслуживания значительно превышают оперативные. . .
Для сохранения заданного уровня безопасности полетов и эффективности использования авиационной техники в гражданской авиации функционирует комплексная система, организации работ И АС согласно которым необходимо; проводить повседневную и
целенаправленную политико-воспитательную работу с личным составом, обеспечивающую заданный уровень безотказной работы и эффективность, использования авиационной техники;’ осуществлять — постоянный контакт руководителей всех звеньев по вопросам анализа состояния авиационной техники; анализировать каждый отказ и немедленно принимать меры по его предупреждению на других ВС;.допускать,’ к работе по техническому обслуживанию авиационной техники личный состав, обладающий необходимой подготовкой; контролировать работоспособность, авиационной техники инструментальными методами..
‘ Важное место в обеспечении и повышении надежности авиационной техники и уровня безопасности; полетов имеет совершенствование методов технического обслуживания. Традиционные методы выполнения технического обслуживания «по наработке» изделия уже не удовлетворяют возросшим требованиям, по обеспечению безопасности, регулярности и экономичности полётов, так как не учитывают фактического состояния изделия или ВС в целом.
Определение времени наработки до очередного* регламента, при котором агрегаты или системы ВС независимо от эксплуатационного состояния должны. сниматься для ремонта, не дает требуемых результатов. С точки зрения обеспечения, надежности*, это не всегда оправдано И экономически целесообразно. Основными недостатками такой формы технического обслуживания являются излишние простои ВС, большие трудозатраты, материальные расходы: на ремонт и обеспечение оборотного фонда дорогостоящих запасных частей и агрегатов.
Более прогрессивной формой технического обслуживания является обслуживание «.па. состоянию»;: Сущность этой формы технического обслуживания, заключается в том, что объем и время проведения, работ определяются в зависимости от фактического, эксплуатационного состояния ВС. Опыт внедрения, программ технического обслуживания авиационной техники по состоянию показал их высокую эффективность. Так, время. простоя ВС при техническом обслуживании сокращается примерно на 50 %_, а трудоемкость и себестоимость, на 30 .%, .
Эксплуатация ВС по ресурсу и обслуживание по состоянию определяют профилактический характер ремонтных или регламентных работ, проводимых до возникновения отказа. Однако ряд узлов и элементов конструкции ВС имеет очень высокий уровень надежности и их отказы не вызывают опасных последствий благодаря резервированию. Их эсплуатация может проводиться по принципу «летать до отказа», успешно осуществляемому на широкофюзеляжных самолетах. Эксплуатация ВС по уровню надежности требует эффективной системы сбора и анализа сведений о надежности узлов и агрегатов, для которых задается предельно допустимый уровень отказов. Если в процессе эксплуатации надежность не ухудшается, то никаких работ по техническому обслуживанию, кроме послеполетной и предполетной проверки, не производят.
Внедрение эксплуатации ВС по состоянию и по уровню надежности возможно лишь в том случае, если авиапредприятие имеет совершенную систему непрерывного наблюдения и контроля параметров или уровня надежности ВС и его оборудования.