РОЛЬ ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БП

В обеспечении безопасности и регулярности поле­тов важное место принадлежит инженерно-авиацион­ной службе гражданской авиации (ИАС ГА).

Она имеет централизованную структуру. Общее руководство ИАС осуществляет Главное управление — эксплуатации и ремонта ‘.. авиационной техники. (ГУЭРАТ МГА), которое возглавляет начальник, управления, подчиненный заместителю министра» гражданской авиации. Все указания и распоряжения. ГУЭРАТ-МГА обязательны к выполнению во всех, эксплуатационных предприятиях, учреждениях и учеб­ных заведениях гражданской авиации.

ИАС в территориальных управлениях и. производ­ственных объединениях гражданской: авиации воз­главляется главными инженерами-заместителями на­чальников ■ управления.. .(.производственного объеди­нения) по иАс. Главный, инженер осуществляет ру­ководство ИАС эксплуатационных предприятий, вхо­дящих в состав’территориального управления (произ­водственного объединения);, с: помощью., аппарата,,

«состоящего из заместителей главного инженера, ин — гженербв по специальностям и технйческого отдела.

На. эксплуатационных авиапредприятиях, за осно­ву организационной структуры НАС приняты авиа­ционно-технические базы (АТБ). В зависимости от «объемов работы АТБ подразделяются на пять групп .(табл. 2).

АТБ — составная часть эксплуатационного авиа — предприятия. Основными производственными струк­турными подразделениями АТБ являются: цех (цехи) апериодического технического обслуживания, цех.(участок) текущего ремонта; цех (участок) лабора­торных проверок и ремонта спецоборудования; цех (участок) обслуживания бытового оборудования; щех (участок) подготовки производства. Кроме того, з состав АТБ входят: отдел технического контроля, технолого-конструкторское бюро (технический отдел), .лаборатория диагностирования, производственно — .диспетчерский отдел, отдел главного механика, нор­мативно-исследовательская группа, группа обслужи — зания тормозных парашютов, группа расшифровки записи режимов полета.

Роль ИАС заключается в обеспечении высокого [уровня надежности авиационной техники посредством проведения различных форм технического обслужива — ;ния и мероприятий по профилактике отказов.

Она решает комплекс задач по обеспечению на­дежности авиационной техники в процессе ее зкс- шлуатации в производственных подразделениях, а именно: планирование использования ВС для воз­душных перевозок и спецприменения в народном.-хозяйстве; планирование, организацию и выполнение работ по техническому обслуживанию и подготовке

Подпись:

Подпись: і .2 3 А Л РОЛЬ ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БП

“Таблица 2. Классификация АТБ

ВС к полету; разработку и проведение мероприятий по предупреждению авиационных ‘происшествий, связанных с отказами авиационной техники и совер­шенствование методов технического обслуживания. ВС.

Функциональные связи ИАС с системой «Э — ВС» обусловлены взаимодействием систем «Обеспечение — полета» и «Э — ВС» в общей авиационной транспорт­ной системе. В процессе полета прямых функцио­нальных связей между этими системами нет, и, с точки зрения теория надежности, факторы, связан­ные с работой ИАС, являются внешними по отноше­нию к системе «Э — ВС». Однако с позиции теории! безопасности факторы, связанные с функционирова­нием ИАС, важны для системы «Э — ВС», так как они влияют на надежность авиационной техники, а* в конечном счете и на безопасность, функционирова­ния системы «Э — ВС». Функциональная связь ИАС. с системой «Э — ВС» опосредована и проявляется через систему технического обслуживания ВС.

Техническое обслуживание ВС включает выпол­нение регламентных работ, замену агрегатов по от­работке ресурса, устранение отказов и неисправно­стей, заправку ГСМ рабочими жидкостями и газами,, текущий ремонт и оформление технической докумен­тации. В гражданской авиации в настоящее время: применяется планово-предупредительная система! технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Она характеризуется обязательным соблю­дением в объемах работ и периодичности их выпол­нения. По техническому обслуживанию система ре­гламентирована принятой периодичностью выполне­ния работ, а по ремонту — межремонтными ресурса­ми. Техническое обслуживание выполняется в соот­ветствии с регламентами и технологическими указа­ниями, разрабатываемыми для каждого типа ВС.. Регламентами предусматривается выполнение в те­чение межремонтного ресурса ВС оперативных и пе­риодических видов технического обслуживания.

Основное назначение оперативного техническогс* обслуживания — устранение возникших в полете1 отказов и неисправностей и подготовка В. С к очередг — ному полету. Оно производится перед вылетом, шш после прилета ІВС. «Формами оперативного техниче­ского обслуживания современных ВС являются фор­ма А (Ф-А), форма Б (Ф-Б), а для некоторых типов :ВС и форма. В (Ф-В).

Техническое — обслуживание по форме А выполня­ется: после каждой посадки ВС, если не требуется выполнения более сложной формы технического об­служивания; перед вылетом после выполнения перио­дического технического обслуживания; перед выле­том, если продолжительность стоянки ВС после выполнения любой формы технического обслужива­ния превышает календарный срок, указанный в рег­ламенте.

Техническое обслуживание по форме Б проводит­ся в базовом аэропорту через определенный кален­дарный срок эксплуатации (7—10 сут), если по на­лету часов не требуется выполнять периодическое техническое обслуживание.

Техническое обслуживание по форме В осущест­вляется перед вылетом ВС, если запланированный полет не состоялся и простой превысил время, ука­занное в регламенте.

Оперативное техническое обслуживание преду­сматривает выполнение работ по встрече ВС, осмотру и обслуживанию, обеспечению стоянки и вылета. Ра­боты по обеспечению стоянки выполняются в случае приемки ВС от экипажа в АТБ на техническое обслу­живание.

Периодическое техническое обслуживание в базо­вых аэропортах производится через установленный налет часов ВС,,Лериодическое техническое обслужи-, •ванне проводится с целью выявления и устранения — отказов и неисправностей авиационной техники, н выполнения профилактических мероприятий по. их предупреждению. По трудоемкости и продолжитель­ности выполнения периодические формы техническо­го обслуживания значительно превышают оператив­ные. . .

Для сохранения заданного уровня безопасности полетов и эффективности использования авиацион­ной техники в гражданской авиации функционирует комплексная система, организации работ И АС соглас­но которым необходимо; проводить повседневную и

целенаправленную политико-воспитательную работу с личным составом, обеспечивающую заданный уро­вень безотказной работы и эффективность, использо­вания авиационной техники;’ осуществлять — постоян­ный контакт руководителей всех звеньев по вопро­сам анализа состояния авиационной техники; анали­зировать каждый отказ и немедленно принимать ме­ры по его предупреждению на других ВС;.допускать,’ к работе по техническому обслуживанию авиацион­ной техники личный состав, обладающий необходи­мой подготовкой; контролировать работоспособность, авиационной техники инструментальными методами..

‘ Важное место в обеспечении и повышении надеж­ности авиационной техники и уровня безопасности; полетов имеет совершенствование методов техниче­ского обслуживания. Традиционные методы выполне­ния технического обслуживания «по наработке» из­делия уже не удовлетворяют возросшим требованиям, по обеспечению безопасности, регулярности и эконо­мичности полётов, так как не учитывают фактическо­го состояния изделия или ВС в целом.

Определение времени наработки до очередного* регламента, при котором агрегаты или системы ВС независимо от эксплуатационного состояния долж­ны. сниматься для ремонта, не дает требуемых ре­зультатов. С точки зрения обеспечения, надежности*, это не всегда оправдано И экономически целесооб­разно. Основными недостатками такой формы тех­нического обслуживания являются излишние простои ВС, большие трудозатраты, материальные расходы: на ремонт и обеспечение оборотного фонда дорого­стоящих запасных частей и агрегатов.

Более прогрессивной формой технического обслу­живания является обслуживание «.па. состоянию»;: Сущность этой формы технического обслуживания, заключается в том, что объем и время проведения, работ определяются в зависимости от фактического, эксплуатационного состояния ВС. Опыт внедрения, программ технического обслуживания авиационной техники по состоянию показал их высокую эффектив­ность. Так, время. простоя ВС при техническом об­служивании сокращается примерно на 50 %_, а тру­доемкость и себестоимость, на 30 .%, .

Эксплуатация ВС по ресурсу и обслуживание по состоянию определяют профилактический характер ремонтных или регламентных работ, проводимых до возникновения отказа. Однако ряд узлов и элементов конструкции ВС имеет очень высокий уровень надеж­ности и их отказы не вызывают опасных последствий благодаря резервированию. Их эсплуатация может проводиться по принципу «летать до отказа», успешно осуществляемому на широкофюзеляжных самолетах. Эксплуатация ВС по уровню надежности требует эф­фективной системы сбора и анализа сведений о на­дежности узлов и агрегатов, для которых задается предельно допустимый уровень отказов. Если в про­цессе эксплуатации надежность не ухудшается, то никаких работ по техническому обслуживанию, кроме послеполетной и предполетной проверки, не произво­дят.

Внедрение эксплуатации ВС по состоянию и по уровню надежности возможно лишь в том случае, если авиапредприятие имеет совершенную систему непрерывного наблюдения и контроля параметров или уровня надежности ВС и его оборудования.