ПРИНЦИП РАБОТЫ КУРСОВОЙ СИСТЕМЫ ТИПА КС
Курсовая система работает в одном из трех режимов: гирополу- компаса, магнитной коррекции, астрономической коррекции.
Основным режимом работы является режим гирополукомпаса с периодической коррекцией от индукционного или астрономического датчиков курса. Ввиду того что курсовые системы, несмотря на конструктивные различия, в одноименных режимах работают одинаково, их принцип действия рассмотрим на примере курсовой системы КС-6А, электрокинематическая схема которой приведена на рис. 4.31.
а) Режим гирополукомпаса
Для работы курсовой системы в режиме гирополукомпаса необходимо включить питание КС-6А, переключатель режимов работы поставить в положение «ГПК», а переключатель «Осн. — Зап.» — в положение «Осн.». При этом автоматическая коррекция основного гироагрегата от магнитного и астрономического датчиков отключается. Курсовой гироскоп становится датчиком курса. Следящая система «гироагрегат — указатель штурмана» отрабатывает электрический сигнал, равный углу взаимного рассогласования между сельсином-датчиком гироагрегата и сельсином-приемником указателя.
Причинами рассогласования в этой системе являются:
— кажущийся уход главной оси гироскопа. вследствие суточного вращения Земли;
— уход главной оси гироскопа из-за трения в осях карданного подвеса и остаточной несбалансированности гироскопа;
—■ разворот статора сельсина-датчика с пульта управления;
—разворот самолета.
Компенсация ухода главной оси гироскопа за счет суточного вращения Земли и трения в осях карданного подвеса осуществляется механизмом азимутальной коррекции. Его устройство, и работа были показаны при изучении гироагрегата курсовой системы.
Разворот статора сельсина-датчика вручную с пульта управления производится перед полетом для установки направления опорного меридиана, а в полете — для исправления ошибок курсовой системы. В этом случае при повороте ручки задатчика вправо или
влево напряжение через контакты блока реле подается на управляющую обмотку двигателя отработки, который поворачивает статор сельсина-датчика гироагрегата на необходимый угол. Одновременно с поворотом ручки напряжение подается и на электромагнитную муфту основного гироагрегата, которая уменьшает передаточное число редуктора. Возникший в сельсине-датчике сигнал рассогласования передается на сельсин-приемник указателя штурмана. С сельсина-приемника этот сигнал снимается, усиливается в одном из каналов усилителя и подается на двигатель отработки указателя. Двигатель через редуктор повернет ротор до согласованного положения с результирующим магнитным потоком в статоре, а вместе с тем и шкалу указателя. Таким образом, нажимая задатчик курса, по указателю штурмана можно контролировать угол разворота статора сельсина-датчика гироагрегата относительно первоначального положения.
При разворотах самолета ротор сельсина-датчика, жестко закрепленный на внешней раме кардана, не поворачивается и сохраняет постоянным направление результирующего магнитного потока. Статор же сельсина-датчика, закрепленный на дополнительной раме гироскопа, разворачивается относительно неподвижного ротора на тот же угол, что и самолет. Переменный магнитный поток ротора постоянно индуктирует в статоре электродвижущую силу, которая через контакты блока реле передается на статор сельсина — приемника указателя штурмана. Величина наведенной ЭДС зависит от положения витков статора в переменном магнитном поле ротора. Во время разворота положение обмотки статора сельсина — датчика по отношению к направлению результирующего магнитного потока ротора меняется. Это приводит к изменению ЭДС в статоре сельсина-датчика, а следовательно, и в статоре сельсина — приемника указателя штурмана. Возникший в сельсине-приемнике сигнал рассогласования усиливается и подается на двигатель отработки УШ. Последний через редуктор разворачивает ротор до тех пор, пока его обмотка не займет перпендикулярное положение по отношению к результирующему магнитному потоку в статоре. Вместе с ротором повернется на такой же угол и шкала указателя, отмечая новое значение курса.
Таким образом, при выполнении разворота указатель штурмана позволяет в любой момент определить, на какой угол от первоначального положения развернулся самолет.
При работе курсовой системы в режиме гирополукомпаса запасной гироагрегат для контроля за выдерживанием направления полета блоком реле БР-1 подключается к магнитному датчику. Сигналы курса с грубого канала его сельсина-датчика выдаются на стрелки «Г» указателей УГА-1У, а с точного канала —в звездно-солнечный ориентатор. Переключение указателей и потребителей сигнала курса и основного гироагрегата на запасной осуществляется с помощью переключателя «Осн. — Зап.». Значения курсов, которые выдаются курсовой системой на указатели при работе ее, д режиме гирополукомпаса, приведены на схеме (рис. 4.32).
В том случае, когда на коррекционном механизме и указателе штурмана установлено магнитное склонение, равное нулю, на указателях УГА-1У можно отсчитать против стрелки «Г» гиромагнитный, а против стрелки «А» астрономический курс; по указателю штурмана — гирополукомпасный курс; стрелка КМ-4 показывает компасный курс, выдаваемый индукционным датчиком.
Гирополукомпасный ( Услое ный)курс (УК? ГА-Юсн
Рис. 4.32. Схема выдачи курсов на указатели курсовой си-
стемы КС-6А в режиме «ГПК»
Изменение условного магнитного склонения на КМ-4 приведет к нарушению электрического равновесия в цепях «сельсин-датчик запасного гироагрегата — сельсин-приемник КМ-4» и «сельсин-датчик запасного гироагрегата — сельсин-приемник УГА-1У». Согласование указанных систем будет происходить со скоростью 2— 5 град/мин. После согласования показания стрелок «Г» УТА-1У изменяются на величину введенного условного магнитного склонения на КМ-4.
При вводе магнитного склонения на УШ-1 нарушается электрическое равновесие между ротором и статором сельсина-приемника указателя штурмана. В результате работы следящей системы значение курса изменится на величину введенного склонения на указателе штурмана и на потребителях, для которых этот указатель является датчиком курса.