ПРИНЦИП РАБОТЫ КУРСОВОЙ СИСТЕМЫ ТИПА КС

Курсовая система работает в одном из трех режимов: гирополу- компаса, магнитной коррекции, астрономической коррекции.

Основным режимом работы является режим гирополукомпаса с периодической коррекцией от индукционного или астрономиче­ского датчиков курса. Ввиду того что курсовые системы, несмотря на конструктивные различия, в одноименных режимах работают одинаково, их принцип действия рассмотрим на примере курсовой системы КС-6А, электрокинематическая схема которой приведена на рис. 4.31.

а) Режим гирополукомпаса

Для работы курсовой системы в режиме гирополукомпаса не­обходимо включить питание КС-6А, переключатель режимов ра­боты поставить в положение «ГПК», а переключатель «Осн. — Зап.» — в положение «Осн.». При этом автоматическая коррекция основного гироагрегата от магнитного и астрономического датчи­ков отключается. Курсовой гироскоп становится датчиком курса. Следящая система «гироагрегат — указатель штурмана» отрабаты­вает электрический сигнал, равный углу взаимного рассогласова­ния между сельсином-датчиком гироагрегата и сельсином-прием­ником указателя.

Причинами рассогласования в этой системе являются:

— кажущийся уход главной оси гироскопа. вследствие суточ­ного вращения Земли;

— уход главной оси гироскопа из-за трения в осях карданного подвеса и остаточной несбалансированности гироскопа;

—■ разворот статора сельсина-датчика с пульта управления;

—разворот самолета.

Компенсация ухода главной оси гироскопа за счет суточного вращения Земли и трения в осях карданного подвеса осущест­вляется механизмом азимутальной коррекции. Его устройство, и работа были показаны при изучении гироагрегата курсовой си­стемы.

Разворот статора сельсина-датчика вручную с пульта управле­ния производится перед полетом для установки направления опор­ного меридиана, а в полете — для исправления ошибок курсовой системы. В этом случае при повороте ручки задатчика вправо или

влево напряжение через контакты блока реле подается на управ­ляющую обмотку двигателя отработки, который поворачивает ста­тор сельсина-датчика гироагрегата на необходимый угол. Одновре­менно с поворотом ручки напряжение подается и на электромаг­нитную муфту основного гироагрегата, которая уменьшает переда­точное число редуктора. Возникший в сельсине-датчике сигнал рассогласования передается на сельсин-приемник указателя штур­мана. С сельсина-приемника этот сигнал снимается, усиливается в одном из каналов усилителя и подается на двигатель отработки указателя. Двигатель через редуктор повернет ротор до согласо­ванного положения с результирующим магнитным потоком в ста­торе, а вместе с тем и шкалу указателя. Таким образом, нажимая задатчик курса, по указателю штурмана можно контролировать угол разворота статора сельсина-датчика гироагрегата относи­тельно первоначального положения.

При разворотах самолета ротор сельсина-датчика, жестко за­крепленный на внешней раме кардана, не поворачивается и сохра­няет постоянным направление результирующего магнитного потока. Статор же сельсина-датчика, закрепленный на дополнительной раме гироскопа, разворачивается относительно неподвижного ро­тора на тот же угол, что и самолет. Переменный магнитный поток ротора постоянно индуктирует в статоре электродвижущую силу, которая через контакты блока реле передается на статор сельсина — приемника указателя штурмана. Величина наведенной ЭДС зави­сит от положения витков статора в переменном магнитном поле ротора. Во время разворота положение обмотки статора сельсина — датчика по отношению к направлению результирующего магнит­ного потока ротора меняется. Это приводит к изменению ЭДС в статоре сельсина-датчика, а следовательно, и в статоре сельсина — приемника указателя штурмана. Возникший в сельсине-приемнике сигнал рассогласования усиливается и подается на двигатель от­работки УШ. Последний через редуктор разворачивает ротор до тех пор, пока его обмотка не займет перпендикулярное положение по отношению к результирующему магнитному потоку в статоре. Вместе с ротором повернется на такой же угол и шкала указателя, отмечая новое значение курса.

Таким образом, при выполнении разворота указатель штурмана позволяет в любой момент определить, на какой угол от первона­чального положения развернулся самолет.

При работе курсовой системы в режиме гирополукомпаса за­пасной гироагрегат для контроля за выдерживанием направления полета блоком реле БР-1 подключается к магнитному датчику. Сигналы курса с грубого канала его сельсина-датчика выдаются на стрелки «Г» указателей УГА-1У, а с точного канала —в звездно-солнечный ориентатор. Переключение указателей и потре­бителей сигнала курса и основного гироагрегата на запасной осу­ществляется с помощью переключателя «Осн. — Зап.». Значения курсов, которые выдаются курсовой системой на указатели при ра­боте ее, д режиме гирополукомпаса, приведены на схеме (рис. 4.32).

В том случае, когда на коррекционном механизме и указателе штурмана установлено магнитное склонение, равное нулю, на ука­зателях УГА-1У можно отсчитать против стрелки «Г» гиромагнит­ный, а против стрелки «А» астрономический курс; по указателю штурмана — гирополукомпасный курс; стрелка КМ-4 показывает компасный курс, выдаваемый индукционным датчиком.

Гирополукомпасный ( Услое ный)курс (УК? ГА-Юсн

Рис. 4.32. Схема выдачи курсов на указатели курсовой си-
стемы КС-6А в режиме «ГПК»

Изменение условного магнитного склонения на КМ-4 приведет к нарушению электрического равновесия в цепях «сельсин-датчик запасного гироагрегата — сельсин-приемник КМ-4» и «сельсин-дат­чик запасного гироагрегата — сельсин-приемник УГА-1У». Согла­сование указанных систем будет происходить со скоростью 2— 5 град/мин. После согласования показания стрелок «Г» УТА-1У изменяются на величину введенного условного магнитного склоне­ния на КМ-4.

При вводе магнитного склонения на УШ-1 нарушается электри­ческое равновесие между ротором и статором сельсина-приемника указателя штурмана. В результате работы следящей системы зна­чение курса изменится на величину введенного склонения на ука­зателе штурмана и на потребителях, для которых этот указатель является датчиком курса.